Найти в Дзене

Мнение о фильме Аватар.

Оглавление
Не ну а что, скоро же второй выходит. Самое время посмотреть первый.

СПОЙЛЕРЫ!!!! (будто кто-то его еще не видел)

Аватар (и я сейчас не про мультсериал) (к сожалению).

Давным давно, в далеком 1992-м году, малоизвестный режиссер Билл Кройер снял отличный мультфильм под названием "Долина папоротников". Это была отличная история с посылом о защите окружающей среды, с примесью романтики, а так же мистики. А спустя 17 лет та же студия заплатила Кэмерону 250 миллионов, чтобы он снял ту же историю в 3D, и заставил кучу людей покупать 3D-телевизоры (кстати, это реальный факт, в 2009-м просто бум был на эту тему).

Ладно, ладно. Перестаю стебаться. Поговорим о фильме.

Итак, первая часть Аватара вышла в 2009-м году. По некоторым объективным причинам, у меня не было возможности посмотреть его в кинотеатре, и первый мой опыт просмотра состоялся на небольшом мониторе (он кажется даже плоским не был). Поэтому, когда выдалась возможность посмотреть его на большом экране, я конечно за неё ухватился. Проходит ли фильм проверку временем спустя 13 лет? Определенно, да. Но так ли он хорош, каким его все считают? Вот это уже совсем другой вопрос.

Первое, о чем хочется говорить, вспоминая этот фильм, это конечно графика. О да! Она смотрелась просто шикарно в 2009-м, и она смотрится шикарно до сих пор. Сама Пандора, её флора и фауна, да и вообще все, что мы видим на экране изображено на настолько высоком уровне, что этим просто нельзя не восхищаться. Не в последнюю очередь благодаря 3D. Я всегда отмечаю, что люто ненавижу этот формат. Просто потому, что зачастую либо его вставляют туда, где он вообще не нужен, либо все что он делает, это жутко раздражает, бросая в тебя всякое. Но крайне редко  встречаются фильмы, в которых трехмерность не только к месту, но и жизненно необходима. И Аватар как раз из таких фильмов. Здесь 3D погружает тебя в мир и в итоге ты с удовольствием отмечаешь абсолютно все, что происходит на экране. Отмечаешь и восхищаешься.

Что же касается всего остального... Нууу... Тут все не так хорошо. И не поймите неправильно. Я не говорю, что остальное сделано плохо. Скорее средне. Суть в том, что если визуальная составляющая обогнала свое время на десятилетие, то повествовательная, на это самое десятилетие, устарела. Злые люди хотят захватить какую-то местность ради выгоды, один из них случайно попадает к коренным жителям, но те его принимают, он начинает учиться их обычаям, проникается к населению и даже влюбляется в местную жительницу (как правило дочь вождя), та отвечает ему взаимностью, но вот выясняется, что на самом деле он втирался в доверие к местным, чтобы выведать все их тайны, и его прогоняют, но он возвращается, чтобы воодушевить всех на борьбу, и помешать захвату. И все это под вполне стандартным посылом о том, что плохие люди уничтожают все до чего добираются, и береги природу мать твою. Серьезно, этот сюжет уже очень изъезжен, и нам уже далеко не один раз показывали подобное. Как пример, все та же Долина папоротников. А если этот мульт для вас мало известен, ок, вспомните деснеевскую Покахонтас. Суть ровно та же. И как будто нам мало давно известного сюжета, его подают через самых что ни на есть стереотипных персонажей. Как самый явный пример можно выделить полковника Куоритча (я до сих пор не уверен, что написал правильно). Вы можете заменить его на прожженого вояку-командира из любого другого фильма и не изменится ничего. Рядом с ним такой же стереотипный бизнесмен, который просто хочет заработать, но при этом не понимает, что происходит. И на котором, кстати, постоянно акцентируют внимание, хотя он не делает для сюжета ничего. Следом не менее стереотипный ученый, защищает мир и природу и потом погибает (вот уж не везет Сигурни Уивер в фильмах про космос). По сути это даже не персонажи, а наборы характеристик. И даже сценарий, который все считаю гениальным, далеко не блещет. Я могу сходу привести пример из самого начала фильма, чтобы показать насколько этот сценарий отстойный. В одной из первых сцен, нам объясняют, зачем, в принципе, люди прилетели на Пандору. Чтобы добывать очень редкий о очень дорогой металл. Хорошо. Предыстория, объяснение,  кратко, четко, ясно. Люблю такое. НО. Как нам это подается в контексте фильма? Мы получаем эту информацию, когда Паркер (бизнесмен) объясняет это Грейс (ученой). Все еще непонятно в чем тупость? Объясняю. Она провела на этой планете далеко не один год. Уж наверное за это время она должна была хорошо узнать ради чего играет вся эта балалайка. Она же ученая, в конце концов! Первым её вопросом, когда ей предложили отправиться на другую планету, должен был быть: "А почему эта планета так важна?" Так на кой он ей это рассказывает? Кто-то скажет: "Это для того, чтобы объяснить суть нам, тупой ты идиот." Но почему именно так? Они могли подать нам это, рассказывая то же самое Джейку. Он новый человек, он вполне мог не знать о сути происходящего, и при этом играет важную роль в операции, так что его надо посвятить в курс дела. Или ту же информацию можно было выдать на брифинге для новоприбывших бойцов (это бы точно смотрелось лучше стандартного: "Все на этой планете хочет вас убить"). Да даже если бы Паркер, в порыве иронии, рассказал об этом своему попугайчику, было бы лучше. Это было бы тупо, но в этом было бы больше смысла. Оскароносный сценарист, дамы и господа! Тут уйма до смешного глупых моментов. Например, зачем боевому роботу винтовка или нож? И то и другое можно встроить ему в конечности (не верю, что говорю это, но посмотрите Матрицу). Это сводит к минимуму возможность того, что синий шизик прилетит на разноцветном птеродактиле и выбьет у тебя из рук и то и другое. О, или помните сцену "обручения" главных героев под священным древом? Она конечно очень красивая, и очень важна для романтической линии. Но, опять же, как это выглядит в контексте сюжета? Типа: "Это священное место, тут мы можем общаться с нашими предками. А еще это отличное место, чтобы тут жахнуться, снимай штаны." Я не знаток традиций Нави, но... Это типа обычай такой? Чтоб предкам не было скучно? Если да, то это мерзко. Если нет... то это тоже мерзко.

А если вы до сих пор не согласны с моими тезисами, напрягите память и постарайтесь вспомнить хотя бы одну реально запоминающуюся цитату из фильма. Вы не сможете. Потому что большинство диалогов сводятся к фразам типа: "Ти чюжой!" или "Ухади", или просто к крику или шипению. И да, я знаю, что они убили кучу времени и сил на разработку языка Нави, и звучит он вполне клево, но беда в том, что я не смог им проникнуться.

Итак, в этом фильме есть минусы. Делают ли они его плохим? Как я уже говорил, определенно нет. Заезженный - это не синоним плохого. На самом деле, я ничего не имею против стереотипных персонажей или идей, которые показывали много раз. В конце концов, не так уж просто в наше время найти фильм с совсем оригинальной идеей. Если это подано качественно, окай, я согласен. И повторюсь, в этом фильме много огрехов, но отличная картинка очень хорошо отвлекает от них внимание.

ИТОГ 7/10

И снова, я не говорю, что этот фильм плох. Просто, я не считаю его таким уж гениальным, как большинство людей. Ведь по моему мнению, для того чтобы считаться хорошим фильму нужна не только хорошая картинка. Что-то подобное я ощущал при просмотре Матрицы, только там вместо графики был символизм. И Кэмерон, в отличии от Вачовски, понимал, что актерская игра, эмоции, и развитие персонажей  тоже важны, и именно поэтому Аватар зашел мне больше. Блин да тут даже какой-никакой а вполне достойный посыл имеется. Жаль только, что не все его правильно истолковали. Многие, после просмотра говорили, что хотели бы попасть в этот мир, настолько он красив. Хотя вместо этого до них должна была дойти основная мысль фильма, что нужно беречь свой собственный мир.

Что же касается фильма, он впечатлял в год выхода, и впечатляет сейчас. Чтобы я не говорил, но он внес огромный вклад в развитие кинематографа. Но лично для меня это не более чем проходной экшончик, который я вряд ли захочу пересмотреть снова.

P.S. Вторая часть стартует в кинотеатрах меньше чем через неделю, но как по мне, она будет не более, чем копиркой с первой, разве что лес заменят на море. Если первый фильм покорил людей прорывной графикой, то у второй части такой возможности не будет. Посмотрим.