Скольким из вас знакомо то чувство, когда вроде дело важное, делать надо, но заставить себя его сделать просто невозможно?! Столкнувшись с таким делом, мы всячески откладываем его выполнение, каждый раз говорим себя "начну с понедельника", "потом", "у меня еще есть время, всё успею" и придумываем разные отговорки. Неудивительно, что таких важных дел, становится всё больше, а жаление хоть что-то делать, меньше.
Это состояние называется прокрастинация. Прокрастинация — это не проблема тайм-менеджмента; скорее, это связано с трудностями в управлении такими чувствами как скука или беспокойство. Но избегание этих чувств и важных задач в долгосрочной перспективе приводит к гораздо худшим результатам, в том числе к большему стрессу и сожалениям.
11 советов, как справиться с прокрастинацией и научиться делать важные дела не в последний момент:
- Старайтесь не доводить ситуацию до состояния катастрофы, в этом поможет постановка "мнимого" дедлайна, то есть вам самостоятельно нужно поставить себе срок, к которому задача должна быть выполнена (этот срок должен быть как минимум на неделю раньше, чем реальный дедлайн).
- Не придавайте большого значения делу, которое вы откладываете "на потом". Не думайте, что его выполнение будет слишком сложным, скучным и в принципе "невыносимым". Такие мысли только провоцируют стресс. Старайтесь думать об этом деле в позитивном ключе.
- Подумайте и проанализируете, почему вы на самом деле не хотите приступать к выполнению той или иной задачи. Какие чувства это вызывает? После подумайте о том, какие преимущества вам даст выполнение задачи.
- Оставайтесь реалистичным. Определите точное время, когда вы будете заниматься определенным делом, возьмите календарь и четко запишите этот пункт в сове расписание. Также помните о том, что далеко не всегда можно успеть сделать всё ровно за то время, которое вы выделили. Так что готовьтесь потратить больше времени, чем ожидали.
- Разделите одну большую задачу на много мелких. Психологически такой прием поможет сбавить "градус ответственности" и снизит уровень стресса.
- Перестаньте ждать "идеального" момента, чтобы начать. Это всё просто отговорки.
- Пообещайте кому-то (например, коллеге, начальнику, другу и тд.), что выполните задачу к определенному скоку (раньше дедлайна) и регулярно "отчитывайтесь" об уже сделанной работе.
- Исключите все раздражители. Уберите на время телефон, не отвлекайтесь на сериалы и так далее. Из-за того, что вам некуда будет направить свою энергию, вам просто придется начать делать то, что нужно.
- Вознаграждайте себя за сделанную работу. Вы уже разделили большую задачу на много мелких, так вот, после выполнения части работы, радуйте себя, тем самым стимулируя делать больше.
- Не ругайте себя за то, что медлили и оттягивали. Вина и самокритика могут только усугубить ситуацию и "отбить" желание что-либо делать. Поэтому просто закройте глаза на свои промедления, главное начните что-то делать.
- Не стремитесь к "идеальности". Сделать идеально еще ни у кого не получалось. Всегда есть над чем поработать и что-то исправить. Не дайте своему перфекционизму всё испортить.