@Нина СПУТНИЦКАЯ
В прокат выходит экранизация культового рассказа Гайдара «Чук и Гек. Большое приключение» от Александра Котта.
Новая экранизация нестареющего рассказа Аркадия Гайдара — безусловно, хороший повод сходить в кино всей семьей, но не следует ожидать от нее многого. Авторы с одной стороны возвращают нас в СССР с его идеей обороны, жертвы и детей-героев, с другой — лепят абсурдистский мир в стиле Уэса Андерсона. И вместо новогоднего пряника детишки получают заветренный винегрет, который потребует от родителей некоторых дополнительных пояснений.
Экранизировать небольшой рассказ — дело милое, но непростое, в свое время Виктор Шкловский с задачей расширить скупое повествование справился, сосредоточившись в «Чук и Гек» (1953) на эпизодах в поезде, снежных пейзажах, диалогах ребят — словом, придумывая кинематографические эквиваленты авторскому тексту. Надо заметить, сценарий тогда был написан довольно быстро и, безусловно, стал удачей в биографии советского детского кино. Проект «Чук и Гек. Большое приключение» основательно забуксовал сначала из-за эпидемии Covid, потом из-за других неприятностей, но, спустя три года после оглашения старта работ, выходит на экран.
На работе с актёрами авторы нового «Чука и Гека» решили не сосредотачиваться, зато нагрузили историю спецэффектами и недетскими страстями: оживающие в ростовую куклу игрушки, анимированная карта местности, зубастые волки, детский дайвинг подо льдами (причем без каких либо негативных последствий) и другие элементы из разряда русской клюквы. Но, надо отдать должное, зимние пейзажи действительно создают фантастическую атмосферу.
Тайны сказочного леса
Съёмки натурной части фильма проходили в середине января в Пермском крае.
Пермский край сразил нас сказочностью своих пейзажей! - признаётся режиссер Александр Котт. —Потому что там есть хрустальные леса. Представьте: температура минус сорок, ели покрыты шапками снега. И тут на следующий день оттепель, капли дождя смывают снег, а затем замерзают, получаются такие звенящие деревья — это непередаваемо! Когда мы увидели такую красоту леса, а также пещеры, Каменный город, поняли: снимаем здесь. И даже переписали некоторые части в сценарии.
Все в принципе складывается в историю, но критика коммунального бытия тогда выглядит совсем уж неуместно. Отдельную московскую квартиру, в которой ребята были предоставлены сами себе, превращают в фильме в трехкомнатную коммуналку с безумными соседями, из которой, понятное дело, детям хочется сбежать хоть на край света.
Что касается основной мотивировки, здесь авторы тоже решили отойти от Гайдара, но образ Гека от этого не стал глубже или интереснее. И основная проблема в том, что, к сожалению, в кадре нет взаимодействия между актерами.
И главные претензии здесь возникают к Юлии Снигирь: она, безусловно, прекрасна и в концертном платье-чехол а ля ар-деко и в пальтишке, выгодно подчеркивающем точеную фигуру, и авторы даже придумали ей биографию сироты и снарядили стеклянной куколкой-якуткой, которая осталась единственной памятью о маме. Но мама Маруся — немногословная, но трогательная и теплая, которую в 1953 году с за пару реплик в кадре подарила детям юная Вера Васильева, увы, не получилась.
Страшные испытания выпадают на долю ребят и семьи, но на утонченном разрумяненном лице Юлии не дрогнет ни один мускул. Зато роль в «Чук и Гек» может быть представлена как попытка поработать в амплуа педантичной поющей Мэри Поппинс, ибо свои вокальные возможности героиня демонстрирует не раз, и в конце концов, голос становится тем самым магическим даром.
Да и что греха таить, в России, и советской и нашей, каждому охота иметь такой голос, который легко завалит медведя-шатуна, от которого околеет стая голодных волков, и который спасет Русь от иноземных полчищ.
А вы верите в возрождение детского кино в России?
Смотреть трейлер нового фильма и читать больше деталей о фильме и авторах
Читать о старом фильме "Чук и Гек" и просмотр
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ ТЕЛЕКИНЕТ: кошелек юмани 4100117821500520
озон карта: 2204 3201 0317 5123