Все психологи думают, что они доки в общении, что уж они то точно умеют общаться. Это далеко не так.
Провела сегодня тренинг по семейной терапии: "Коммуникации в семье. Сложный клиент. Парадокс", коллеги уходя сказали, что поняли сколько им надо еще узнать и понять в коммуникациях несмотря на то, что новичков среди них почти не было. И мой опыт обучения психологов подтверждает это.
Ошибка 1:
"Я вас поняла". - никогда не говорите клиенту эту фразу клиенту или мужу или любому другому человеку. Это слишком самонадеянно. Горе каждого человека уникально и неповторимо. И как вы можете понять клиента, если он одинок, а вы в браке, он беден, а вы богаты, он не реализован, а вы успешны, он стар, а вы молоды, он мужчина, а вы женщина. И вообще - он бесконечно глубокая личность, он интересен и процесс его понимания и познания тоже.
Ошибка 2.
Если клиент говорит, что у него нет того результата, на который он рассчитывал. Не стоит оправдываться: да как же вы ж вот тут вот как изменились... Но и не стоит на него перекладывать, что это ты, мол, плохо мои советы выполнял. А именно эти два действия и хочется инстинктивно сделать.
Хотите знать правильный алгоритм? Обсуждение этих вопросов будет полезно для клиента:
1. Давайте еще раз обсудим, нашу цель, которую вам важно достичь.
2. Как вы поймете, что вы ее достигли?
3. Что вы чувствуете от того что вы пока так мало к ней продвинулись?
4. Что вы собираетесь с этим делать?
Ошибка 3.
Спрашивать в конце сеанса: Что полезного вы сегодня узнали? Клиент не в школе, вы не учитель. Знания - не главное для чего он приходит. Более безопасный и правильный вопрос: С чем уходите? И что собираетесь делать по другому? Этот вопрос не дает клиенту занять оценивающую позицию по отношению к вам и позволяет ему выразить любые свои чувства, в том числе негативные. И даже помогает клиенту взять ответственность за свою жизнь на себя.
И еще много ошибок, все я не упомню, которые мы обнаружили за два полных дня на семинаре.