Немецкое командование рассчитывало использовать армянских эмигрантов задолго до нападения на СССР с целью пропаганды на советские войска в будущей войне, а также для шпионажа и диверсий. Контакты армянской антисоветской эмиграции с немецким руководством начались задолго до войны, для этого армяне были даже официально объявлены «арийскими беженцами» (!), т. е. исключены из контингента «недочеловеков».
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
При Восточном министерстве Германии был создан «Армянский национальный комитет», также на территории Рейха выпускались две армянские эмигрантские газеты, причем на армянском языке. Пропаганда в этой макулатуре - независимая Армения, причем дружественная Германии, антисоветская и антирусская пропаганда.
В абвере из армянских эмигрантов была создана 114-я разведывательная группа, которая входила в состав Абверкоманды-101. При группе, кроме армян-разведчиков, состоял еще и отряд охраны из 40-60 армян. Задачи группы: разведка, диверсии и организация повстанческого антисоветского движения в тылах советских войск Северо-Кавказского фронта, контрразведка на оккупированной немцами части Северного Кавказа.
Кроме шпионов из армян было решено сформировать национальные подразделения для действия на фронте и в тылу для охраны. Подразумевалось, что действуя на фронте, такие подразделения из армян, грузин, азербайджанцев и других советских народов, способствуют дезертирству своих собратьев из Красной Армии, а при оккупации своей Родины "найдут общий язык" с местным населением. Кстати, первые воинские подразделения немцы формировали не из русских, украинских, белорусских коллаборационистов, а именно из малых народов, чтобы противопоставить их славянам.
Приказ о создании «Армянского легиона» был подписан 13 января 1942 года. Формирование его началось в Польше, контингент - из советских военнопленных, хотя активно шла и эмигрантская молодежь из ряда стран и даже из французского Иностранного легиона, а офицерский состав частично состоял из армян эмигрантов ещё царской Российской армии. Командирами батальонов были немцы.
В итоге в Польше было сформировано 9 армянских отдельных пехотных батальонов «Армянского легиона». Легион никогда не использовался как единое воинское подразделение из-за страха неповиновения, ведь разоружить один батальон легче, чем более крупное воинское подразделение. Немцы держали солдат-армян в этих батальонах в жестких условиях. Была круговая порука, "стукачество" и суровые наказания – приседания в противогазе, стояние на ветке дерева. За измену немцам полагался расстрел.
О количестве легионеров в таких батальонах можно судить по данным по 812-му батальону, в котором числилось на апрель 1943 г. 901 армянин и 58 немцев (командиры, группа связи).
Из этих сформированных в Польше 9 армянских батальонов участвовали в боевых действиях против регулярных частей Красной Армии только два батальона. 808-й армянский пехотный батальон прибыл в Майкоп 25 августа 1942 года, однако армяне-легионеры готовили переход на сторону Красной Армии или партизан. Но в результате предательства заговор был раскрыт и организаторы - арестованы. Арестованных пытали, чтобы выявить всех подпольщиков. По словам легионера Манукяна Бабкена, бывшего капитана РККА и члена ВКП(б), перешедшего на сторону Красной армии - одному организатору восстания в ходе допроса отрезали два пальца на правой руке.
26 сентября 1942 г. 15 легионеров-армян перешло к партизанам, действовавшим в районе Майкопа. Несколько позднее перебежали к партизанам легионеры отделения Н. Арушяна, прихватив 2 ручных пулемёта. По показаниям перебежчиков по пути на фронт из 808-го батальона суммарно дезертировало около 100 армян. По их словам:
«...легионеры-армяне не хотят воевать против Красной Армии».
В итоге за неустойчивость 808-й батальон был переформирован в дорожно-строительную часть (у армян отобрали оружие), но он остался на фронте. В ноябре 1942 г. 808-й батальон работал на строительстве дороги вблизи от фронта. 18 ноября Манукян Бабкен с 11 легионерами на участке 40-й советской стрелковой бригады перешел линию фронта и сдался. Через два дня линию фронта перебежала еще группа армян из 23 человек во главе с бывшим заместителем политрука в РККА Сатарьяном. В тот же день наши послали одного легионера обратно - он 26 ноября привёл в расположение советских войск ещё 14 армян-легионеров.
Другой 809-й армянский батальон действовал на Кавказе в районе Нальчика и Моздока. Массовых перебежек в этом батальоне не было, армяне-коллаборационисты удостоились похвалы немецких генералов фон Клейста и Кестринга (с сентября 1942 г. - уполномоченный по вопросам Кавказа при группе армий "А"). Некоторые легионеры были награждены немецкими Железными Крестами и «восточными» медалями для коллаборационистов.
После 809-й батальон участвовал в карательных акциях против украинских и польских партизан. В 1944 году батальон оказался на западе, где вступил в бой с американцами на позициях Атлантического вала. К этому времени армяне-коллаборационисты были деморализованы, поэтому часть легионеров перебежала к союзникам.
Другие батальоны "армянского легиона" служили в тылу как охранные подразделения. Например, 812-й батальон находился в Нидерландах в качестве оккупационного подразделения. В январе 1944 г. произошел бунт (хотя немцы через "стукачей" заранее отмечали неустойчивость в батальоне), в ходе которого был убит весь немецкий персонал. Бунт был подавлен, а остатки батальона были переформированы в дорожно-строительную часть (без оружия).
Кроме указанных 9 отбельных батальонов "армянского легиона", которые формировались в Польше, на Украине также формировались армянские отдельные батальоны, которые также назывались "армянским легионом", т. е. формально легионов было два. Если быть точнее, то собственно название "Армянский легион" вообще не фигурировало в немецких официальных воинских документах, а использовалось лишь для пропаганды.
На Украине "армянский легион" формировался на базе немецкой 162-й пехотной дивизии, которая была расформирована в апреле 1942 г., при этом ее штаб стал использоваться для формирования т. н. «тюркских» подразделений из советских коллаборационистов. Всего было сформировано 3 отдельных батальона с номерами I/125, I/198 и I/9.
I/125 действовал против партизан Брянской области, I/198 батальон воевал в районе Остров-Опочка на северном участке восточного фронта, а I/9 батальон перебросили во Францию.
Кроме вышеуказанных 12 батальонов из армян немцы сформировали еще из армян-коллаборационистов 22 вспомогательные роты снабжения, строительные, транспортные, причем частично из расформированных "фронтовых" батальонов. После разгрома этих подразделений остатки армян-коллаборационистов (около 2,5 тыс. человек) вступили в 1944 г. в 12-е Кавказское истребительно-противотанковое соединение, которое участвовало в обороне Берлина.
По различным данным в составе немецкой армии служило 10-15 тыс. армян-коллаборационистов, включая и эмигрантов. Сами немцы признавали, что в целом, надежда на армян не оправдалась.
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Другие статьи по теме - Волжско-татарский легион
«Грузинский легион» в Великой Отечественной войне
Как немцы помогали УПА в 1944-1945 гг.
Казаки в вермахте и войсках СС
«Национальная армия Казахстана» (казахские диверсанты на службе у Абвера)