К моему коллеге за помощью обратилась женщина: её дочь ушла из дома и отказывается поддерживать какие-либо отношения.
- Помогите наладить с ней отношения! - был её запрос.
Но скоро клиентка рассказала психологу такое, что ей самой стало понятно: воссоединение семьи маловероятно.
"Я унижала её, чтобы она хорошо училась..."
Как это часто бывает в ходе психологического консультирования, сначала женщина (назовём её Екатерина), утверждала, что не может понять, в чём причина столь странной позиции дочери: дочка сбежала из дома, лишь ей стукнуло 18, заблокировала мать на телефоне, а когда Екатерина попыталась встретиться лично - передала через знакомых, что не желает её видеть.
Уже к концу первого собеседования Екатерина сумела вспомнить, что отношения между ней и дочерью были, мягко говоря, натянутыми, потому что:
- дочь (назовём её Светлана) плохо училась;
- встречалась не с теми парнями;
- отказывалась ходить в церковь;
- не думала о будущем.
В ходе второй встречи Екатерина вспомнила большее:
- Иногда я специально стремилась унизить её перед её друзьями, чтобы ей стало стыдно и она, наконец, исправила свои тройки.
Клиент никогда не вспоминает что-то "просто так": в его голове уже есть ответы на все его вопросы. Вот что сумела вспомнить Екатерина, совершая путешествие в прошлое:
- Она была в 5-м классе, когда рассказала мне, что ей нравится одноклассник. Тогда я хотела подстегнуть её к учёбе и сказала: "Да кто будет дружить с такой дурой? У тебя же одни тройки!". Света закрылась у себя в комнате и плакала весь вечер...
Каждый раз приходя на встречу с психологом, Екатерина вспоминала всё больше, постепенно приходя к очевидной вещи: она унижала свою дочь ПОСТОЯННО до того самого момента, когда та просто сбежала от неё.
Зачем вам дочь?
Работа психолога заключается не в том, чтобы давать советы или учить жизни, а в том, чтобы помогать человеку находить свои собственные решения для своих собственных проблем.
- Зачем вы хотите вернуть дочь?
Этот вопрос должен был прозвучать, и он повернул русло беседы в новом направлении: от позиции "в чём проблема?" до позиции "что делать?". Самый первый и очевидный ответ "чтобы восстановить нормальные отношения" - не так прост, как кажется сначала, потому что понятие "нормальные отношения" - очень размытое.
Екатерина сумела понять, что её "нормальные отношения" и "нормальные отношения" Светланы - это совершенно разные вещи. То есть то, к чему стремится Екатерина - это то, чего стремится избежать Светлана. На последней сессии Екатерина заключила:
- Наверное, самое мудрое - это оставить её в покое. Сумеет понять и простить - позвонит. Нет - значит, нет. Лишь бы сама была счастлива...
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК