Поводом для написания данной статьи стали размышления белорусского философа и политолога Алексея Дзерманта, с которым я, сразу скажу, не согласен. Ниже изложу свои аргументы. Но сначала цитата.
«Польша, находясь в тесной кооперации с Британией, действует максимально безответственно и провокационно, полагая, что именно сейчас в конфликте в Украине ей выпал шанс на исторический реванш в отношении России, реализация которого заключалась бы в нанесении России катастрофического урона и создании в той или иной форме новой Речи Посполитой между Балтийским и Черным морями». https://t.me/dzermant/4838
Нет, вне сомнений, логика в приведенных рассуждениях Алексея есть, равно как и существует повод для беспокойства Москвы. Но.
Но новость о возрождении Речи Посполитой от Балтийского до Черного моря – правда, до последнего ее границы никогда не простирались; некоторое время к нему имело выход Великое княжество Литовское, утратив его еще до объединения с королевством Польским – станет неприятной не только для Кремля, но, даже в еще большей степени, для Берлина и, как бы это парадоксально не звучало – для Парижа. Почему парадоксально?
Потому что, начиная с XVIвека Бурбоны считали себя покровителями Варшавы. Однако уже с Петра I их карты в Восточной Европе стала активно путать Россия, возводя на трон Речи Посполитой – часто говорят: «на польский престол»; но такая формулировка с научной точки зрения применительно к созданному Люблинской унией 1569 года государству некорректна – своих ставленников. Мы же со школьной скамьи помним Августов: II и III, фаворита Екатерины II – Станислава Понятовского.
Все это порождало напряженные отношения России и Франции и обусловило признание Людовиком XV за Романовыми императорского титула только непосредственно перед Семилетней войной, в ходе которой обе державы выступили в качестве союзников против Фридриха II.
Наполеон III опрометчиво, как показали дальнейшие события, поддерживал польское восстание 1863 – 1864 года – опрометчиво, поскольку испортил отношения с Александром II, что ему делать не стоило. Ибо царь благосклонно отнесся к разгрому армии Второй империи пруссаками в 1870 году. А его канцлер – Александр Горчаков, поспешил денонсировать невыгодный России Парижский мирный договор, лишавший ее права – правда, наряду с турками – держать военно-морской флот на Черном море.
Наконец, в межвоенный период дипломатия Третьей республики потрудилась над созданием Малой Антанты, краеугольным камнем которой была возрожденная в 1918-м Польша, впрочем, брошенная французами на произвол судьбы в сентябре 1939 года.
И вот теперь Варшава выбирает себе уже англосаксонских покровителей. И в этом – шанс для России, Германии и Франции сделать шаг к стабилизации отношений, дабы не допустить чрезмерного усиления Польши и некогда великой Британии в Восточной Европе. Согласны?
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков