В преддверии финального матча ЧМ-2022 между Аргентиной и Францией обсуждается множество футбольных и околофутбольных тем. От банального «кто победит?» до дуэли Месси с Мбаппе и букмекерских котировок. На этом фоне экономические последствия финала отходят на второй план, хотя в контексте сборных они особенно важны. Футболисты национальных команд представляют свои страны, и от их игры зависит, как изменится образ государства на международной арене.
«Спорт День за Днем» проведет текстовую трансляцию матча Аргентина – Франции в Live-режиме
Это в особой мере актуально для Аргентины. Южноамериканская страна уже 90 лет не может надолго выбраться из пучины экономических кризисов с дефолтами и бешеной инфляцией. Цены беспрестанно растут, а курс национальной валюты – песо – стабильно падает. Победа на чемпионате мира позволит сборной Аргентины заработать $52,5 млн – рекордные призовые в истории турнира. Часть из этих средств отправится на помощь экономике страны, но это лишь краткосрочный эффект. Аргентина нуждается в большем.
Юбилейный дефолт уже на подходе
Термин «дефолт» тесно связан и с российской историей – он означает добровольный или вынужденный отказ государства от выплат внутреннего или внешнего долга по причине банкротства или технического дефолта. Во втором случае страна обязуется выполнить долговые обязательства по кредитам и займам позднее.
В 1998 году дефолт в России ознаменовался экономическим кризисом: банкротством банков и огромными долгами государства перед населением, которые оно физически не могло покрыть. А, например, этим летом Россия объявила дефолт по техническим причинам: с начала специальной военной операции на Украине российские активы за рубежом оказались заморожены, и правительство не смогло воспользоваться ими для расплаты с кредиторами.
В истории Аргентины было девять дефолтов. Правда, один из них стал для государства положительным. В 1890 году Аргентина впервые объявила о дефолте, но в ближайшие 30 лет процветала: граждане богатели благодаря экспорту продуктов сельского хозяйства, а Буэнос-Айрес был одним из самых привлекательных городов для жизни.
Но с началом «Великой депрессии» история страны превратилась в последовательность финансовых кризисов и народных волнений. В конце 2001 года последствиями дефолта стала смена пятерых президентов Аргентины за две недели.
После этого ситуация не стабилизировалась – государство продолжало откладывать новый кризис, печатая деньги или занимая доллары за границей, при этом не построив сильную экономику, которая бы держалась не только на сельскохозяйственной промышленности.
Еще больше ситуацию ухудшают большие социальные обязательства, которые на себя берет государство. Они лишь отягощают и так дефицитный бюджет. С 2003 по 2015 гг. цены на электричество в Аргентине были практически самыми низкими в мире, а правительство потратило $1,3 млрд на бесплатные трансляции футбольных матчей. В стране также гордятся бесплатной медициной, которой безвозмездно могут воспользоваться даже иностранцы, находящиеся в Аргентине нелегально. Некоторое сокращение социальных благ могло бы облегчить бюджет, но власти опасаются массовых протестов.
С середины нулевых инфляция в Аргентине непременно растет, в разы опережая средние показатели по Латинской Америке. К 2019 году инфляция в Аргентине достигла 50%, в то время как в соседних странах средним был показатель в 5%. Случился девятый дефолт. Но теперь ситуация ухудшилась еще сильнее. В этом году рост цен достиг 90%, а в ближайшие месяцы ожидается, что показатель превзойдет 100%. Для уменьшения инфляции нужны последовательные сдерживающие меры, но победа на ЧМ может дать толчок для положительных изменений.
Как титул чемпионов мира повлияет на экономику Аргентины?
Конечно, победа в сегодняшнем финале практически гарантированно не убережет Аргентину от дальнейшего роста инфляции. Но положительный экономический эффект от победы на ЧМ вполне вероятен. С 1990 года каждая новая страна-триумфатор турнира наблюдала рост ВВП по сравнению с показателями предыдущего года. К 2018 году средний показатель прироста составлял 1,6%. Это объясняется тем, что государство-победитель получает популярность и признание, с ним более охотно вступают в торговые сделки.
Существуют и факторы, которые могут нивелировать эффект от победы на ЧМ. В этом контексте интересен кейс Испании, выигравшей свой первый и пока единственный Кубок мира в 2010 году. Европейская страна подходила к турниру с ВВП, упавшим на 3,6% – следствие мирового экономического кризиса в 2009 году. Но по итогам 2010 года удалось преодолеть рецессию и вернуться к нулевому росту. Аргентинское правительство будет надеяться, что и в их трудном положении победа на ЧМ принесет экономические дивиденды и поможет стране избежать десятого дефолта.
Фото: EPA/Vostock-Photo
Автор: Оскар Финк