В детстве это был очень мучительный вопрос для меня. Я плакала и уговаривала бабушку не умирать. Мне страшно было представить, что ее не будет.
Как это не будет? Совсем?
А что будет?
Страх смерти с годами не уходит. Он усиливается. В начале за детей. Заболеют, заблудятся, собьет машина. Животный страх смерти я испытала с внучкой, когда она заболела. Это просто жуть. Тебя парализует. Надо действовать, а ты стоишь как вкопанный и совсем не владеешь собой.
Как сейчас выглядит мой страх? Он перешел в страх болезни, немощи и обузы для детей. Стариков в России не любят. Они раздражают и мешают. И здесь, как говорила мама, хорохорься не хорохорься, а изменить ничего нельзя.
А можно посмотреть в лицо смерти. Прикинуть ее на себя. Как все это будет выглядеть. Возможность такая в Новосибирске есть. У нас один из лучших в мире музеев погребальной культуры Музей мировой погребальной культуры/Музей смерти
Его создал, и чем поставил себе памятник, Сергей Борисович Якушин, новатор, первопроходец и очень творческий человек. Мы пересекались с ним по жизни, потому я с твердой уверенностью заявляю, что это был неординарный и очень образованный человек.
Я помню, как начиналась эта история после Сибирской ярмарки, его первые выставки похоронной моды, конкурс эпитафий. Сергей Борисович всегда фонтанировал идеями. Свой уход он спланировал заранее, и это было прекрасное действие, где печаль и надежда оставили шлейф легкой грусти и радости, что его новый путь начинается, а земной пройден достойно и останется в памяти потомков.
Музей огромен. Минимум два с лишним часа займет экскурсия с гидом. А в первый раз это нужно сделать обязательно с ним. Потому что слишком много информации, эклектики, смешения разных культур, традиций, времени.
Все залы можно разделить еще тематически. Мода, украшения - здесь можно писать книгу. Помните, жена Грибоедова, 17-летняя Нина Чавчавадзе, носила траур по мужу 28 лет!
Изменение времени и моды. Минимум доклад о революции и революционных традициях.
Православные традиции - это отдельно. Культурологам, историкам, фольклористам - это сюда.
То есть каждого зацепит какой-то раздел музея.
И да. В музее не страшно. Гробы, похоронная атрибутика совсем не пугают. Просто позволяют посмотреть на смерть со стороны. Как она выглядит. Осознать и принять. Может, как Сергей Борисович, заранее продумать, а как это будет у меня?
В третьем зале я постояла у фотографий Сергея Борисовича, мысленно поблагодарила его за смелость решения - создать в Сибири музей смерти. На улице светило очень яркое солнце. Предновогодний снег блестел, переливался, нарядные снежные елки на аллеях в пушистых шалях не оставляли места для грусти.
Да, уходить надо достойно. Но самое главное - надо достойно жить. Пока есть время.
Ваша Наталья Берязева