Как я неудачно на чужую территорию сходил.
У меня была прекрасная, стройная, логичная гипотеза. Она не подтвердилась. Но не пропадать же ей! Расскажу, по крайней мере, о том, как она не подтвердилась))
Горностаевый мех у многих четко ассоциируется с мантиями представителей правящих домов, то есть чаще всего императорских, королевских, царских и т.п. Это в целом верно, с небольшой поправкой – в Новое время с горностаевыми мантиями на портретах изображались также члены династий, когда-то имевших, но уже утративших статус суверенов – обладатели герцогских и княжеских титулов. В XVIII в. вместе с приходом в Россию традиций европейского светского портрета, пришла и традиция изображения на портретах князей такого символа, как горностаевая мантия.
Безусловно, я сужу об этом прежде всего по мужским портретам, но к женским это также применимо
При этом в российских реалиях подбитые горностаем мантии иногда изображались на портретах еще одной категории аристократии. Вот, что пишет об этом А.А. Подмазо в статье, посвященной атрибуции портрета князя М.М Голицина: «Представители некоторых графских родов, например, Шереметевы, зачастую изображались с горностаевыми мантиями, символизируя тем самым древность своего рода и, главное, родство с правящей в Российской империи династией Романовых». Напомню, Шереметевы, так же, как и Романовы, вели свое происхождение от Андрея Кобылы. Думаю, можно считать характерным, что уважаемый А.А. Подмазо не привел, помимо Шереметвых, других примеров означенной тенденции. Мне, по крайней мере, посредством быстрого и недолгого поиска не удалось найти примеров портретов представителей иных, кроме Шереметвых, графских родов с мантиями (что, конечно же, не означает, что таких портретов вовсе не существует). А вот Шереметевы, пожалуйста: известный сподвижник Петра I генерал-фельдмаршал граф (с 1706 г.) Борис Петрович Шереметев
Его вторая жена графиня Анна Петровна Шереметева (ур. Салтыкова)
Их сын граф Петр Борисович Шереметев
Все приведенные мною портреты относятся к первой половине, самое позднее – середине XVIII в. Но думаю, должны быть и более поздние портреты, по крайней мере, представителей княжеских родов с таким символом.
Можно ли экстраполировать эту практику изображения горностаевой мантии на портретах в качестве маркера конкретного социального статуса на XIX в? Можно попробовать, решил я. И вот по какому случаю.
Широко известен вот этот рисунок П.Ф. Соколова 1820-х гг.
Традиционно он считается портретом Идалии Полетики, злейшего врага А.С. Пушкина, сыгравшей неблаговидную роль в его судьбе. Не буду рассказывать о ней более, будучи уверен, что большинство читателей знает подробности ее биографии гораздо лучше, чем я. В последнее время атрибуция портрета как изображения Полетики активно оспаривается, прежде всего на основании внешнего несходства изображенной на рисунке Соколова женщины с другими, достоверными портретами Полетики. О том, кто же в действительности здесь изображен, существует, как минимум две версии. Согласно одной, это портрет сводной сестры Идалии Полетики – Елены Григорьевны Чертковой (урожденной Строгановой). Согласно другой – это графиня Бобринская. Про вторую версию я узнал из лапидарного упоминания, без подробностей, но по всем признакам речь идет о графине Софье Александровне Бобринской, урожденной графине Самойловой.
Так вот, логика моих рассуждений была такова. Если мы применим к 1820-м гг., когда создан рисунок Соколова с женщиной в шубке, подбитой горностаем, принципы XVIII в., когда этот мех считался символом конкретного социального статуса, то на портрете не может быть изображена Полетика. Будучи (предположительно) внебрачной дочерью барона (графский титул он получит позднее) Г.А. Строганова и выйдя замуж за нетитулованного дворянина А.М. Полетику, Идалия Григорьевна не имела никаких оснований позировать в горностае. В равной степени не имела для этого оснований и ее сводная сестра баронесса (родилась также до получения отцом графского титула) и вышедшая замуж за нетитулованного дворянина И.Д. Черткова Елена Григорьевна Строганова.
А вот Софья Александровна Бобринская, урожденная Самойлова – иной разговор. Имея титул графини уже по рождению, замуж она вышла за представителя совсем «непростого» графского рода, весьма и весьма тесно связанного родственными узами с августейшей фамилией. Ведь все мы помним, кем был первый граф Бобринский – сыном Екатерины II. То есть у нее, подобно графам Шереметевым веком ранее, были основания быть запечатленной с горностаевым мехом.
И этой гипотезе, как будто, находятся косвенные подтверждения. Вот портрет свекрови Софьи Александровны – Анны Владимировны Бобринской
Горностай, как говорится, налицо!
Не правда ли, прекрасная, стройная, логичная гипотеза?!
А затем красивый корабль моей концепции разбился о рифы суровой реальности.
Наталья Николаевна Пушкина, урожденная Гончарова, как всем известно, не могла похвастать ни княжеским, ни графским титулом, ни по рождению, ни по замужеству. Между тем горностай прекрасно виден на ее всем знакомом портрете
И уж точно не принадлежали ни к княжескому, ни к графскому роду женские персонажи на картине сибирского казака Василия Сурикова «Взятие снежного городка» 1891 г.
Увы! Когда это точно произошло, мне не известно, но, видимо, где-то во второй половине XVIII в. верхняя одежда, подбитая горностаем, по крайней мере, в женском случае перестала быть четким визуальным маркером, однозначно указывающим на аристократический титул, и превратилась просто в один из модных вариантов меховой отделки. На рисунке Соколова может быть Полетика, может – Черткова, может – Бобринская. Горностай не поможет нам в атрибуции личности изображенной.
Вот так я неудачно сходил из привычного мира мундирных регламентов и четких визуальных знаков на чужую территорию женской моды с ее зыбкой и изменчивой почвой.
PS Более того, насколько я понимаю, портреты женщин, явно не относящихся к аристократическим родам, в шубках и жакетах с подбоем из горностаевого меха или его имитации из меха других животных попадаются и на более ранний период, например, на XVII в.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.