Слышу пару дней назад, что у старших детей конфликт назревает, на мой взгляд довольно безосновательный, хочу его предотвратить. Зову сына, он прибегает:
- Что? Опыт?
- Нет, недовольство свое хотела высказать!
- А, ну ладно...
Высказывать ничего не пришлось. Конфликт прекратился в тот самый момент, когда один из участников покинул комнату. А я стала размышлять.
Опыт - это же не только способ познать мир. Опыт может развлекать, стать поводом побыть вместе, порассуждать, это способ отвлечься от проблем (или гаджетов), успокоиться, активировать работу мозга и поднять себе настроение. Опыт учит тому, что есть объективная действительность и достоверные факты, которые можно проверить. Видимо, сын ожидал, что я использую что-нибудь из этих возможностей. Бывает у нас и такое. Если чувствую, что надо прекратить очередной непродуктивный спор, то зову детей (или одного из них) и показываю, например, вот такую мыльную пленку на кружке:
Смачиваю в мыльном растворе нитку и кладу сверху, а потом спрашиваю что будет, если ножом проткнуть пузырь. Немного рассуждаем, проверяем, а потом обсуждаем результат. Я при этом радуюсь, что не зря в университете ответственно относилась к домашним заданиям и ходила в библиотеку почитать учебник Сивухина. А разборки можно продолжить и после, уже без негативных эмоций и с включенным критическим мышлением.
PS. Опытов сын дождался на следующее утро, нельзя же было обманывать ожидания ребенка!