Последние годы небывалую популярность у населения набирает направление исторических танцев- в основном западноевропейские танцевальные стили прошлых веков, которые исполняются в настоящее время как представление, для развлечения на тематических балах или в танцевальных клубах, как историческая реконструкция. Возможно, у кого-то осталась еще и потребность для музыковедческих или исторических исследований. Но в подавляющем большинстве это просто форма проведения досуга.
По-моему, уже не осталось в Московской области такого города, где бы не было клуба или класса исторических танцев. У нас в городе за три года из небольшой инициативной группы клуб превратился в солидное танцевальное сообщество. Не смотря на то, что костюмы, декор и антураж является обязательной составляющей, а балы и танцевальные вечера проводятся очень часто с выездом в другие города-все это достаточно затратно- желающих заниматься историческими танцами не убавляется, каждый год клуб пополняется свежей порцией дебютантов. Более того, тот, кто не тянул программу бальных танцев у нас, находили себя в исторических и занимаются там по сей день с удовольствием.
Мне всегда эти косплеи казались несерьезными: взрослые тетеньки, затянутые в корсеты, и дяденьки в панталонах и камзолах прыгают по кругу, делают пятка-носок, пятка-носок. Нет, на новогоднем корпоративе или team building я и сама не прочь промчаться дружным хороводом, выполняя незатейливые па коленцами, позажигать в кругу друзей. Но чтобы так регулярно? До одержимости и фанатизма?
"Ты ничего не понимаешь",-с жаром убеждали меня знакомые. "Это необыкновенная атмосфера, сказка." "Это возможность на пару часов почувствовать себя принцессой". "Это такое волшебство- кружиться в танце с галантным кавалером...".
Я пожимала плечами. Я даже в детстве не верила в Деда Мороза, всегда знала, что это чей-то загримированный папа или нанятый актер. Книжки с красивыми иллюстрациями и повествованиями, как Золушки знакомятся с принцами на балах, я начиталась в дошкольном возрасте... и всё.
Я с уважением отношусь к увлечениям, отличных от моих собственных. Но всегда интересно: что там такого особенного, что все западают на эти косплеи? Чего я не понимаю? Ведь чтобы судить, нужно самому попробовать. Но не было повода и особого желания.
Во-первых, на танцевальные вечера и балы нужно ходить подготовленными. Из 30 танцев программы знать хотя бы 25. Говорят, что за пару месяцев дебютанты осваивают как раз 20-30 танцев. Но меня мутит от одной мысли, что надо ходить на занятия, где толпы народа. Я не люблю скученность, это второе. Но можно ведь брать индивидуалки или учить танцы по видео, если захочешь. Вот именно, если захочешь. Но меня что-то держит. Может потому что я не понимаю, где я могу в реальной жизни применить навыки танцевания менуэта или кадрили. А может потому что меня пугает нестыковочка: отдельные барышни с декольте и турнюрами, но затягивающие во время антракта сигареткой, делающие "одухотворенное" личико под полонез (именно делающие), с веерами, о которые задевают наклеенные хлопающие ресницы, с татуировками во всю спину или с набитыми руками, которым удивились бы самые закоренелые зэки... В-третьих, мне больно даже представлять себя в кринолине и обмахивающейся веером. Нацеживать из себя по капле аристократизм и прислушиваться к себе: ну, что чувствуешь себя уже прЫнцессой или надо подождать, когда ангажирует кавалер? Я даже как-то написала статью по поводу сборища ряженых на балах, за что мне неплохо досталось, а некоторые какое-то время со мной не разговаривали: типа я стебусь над благородным обществом.
Я бы никогда не пошла на эти косплеи, но тут случилось приглашение. Тем более и тематика вечера была мне близка: стим панк. Обожаю кожу, вызывающий брутальный стиль, оригинальные аксессуары и вообще я неровно дышу к периоду викторианской эпохи по многим причинам. Вы спросите: "А как же подготовка? Как же 25 танцев?" К чести организаторов подгруппа начинающих танцоров исторического клуба под руководством очень креативной дамы проводит регулярно танцевальные вечера с обучением. Первое отделение как раз для новичков и гостей: несложные танцы с предварительным объяснением, стилизованная музыка. А второе отделение уже для продвинутых танцоров, которые знают схемы. Дресс-код на такие мероприятия нестрогий, что тоже большой плюс и респект организаторам. Ведь многие не решаются прийти именно из-за комплексов: я буду выглядеть белой вороной. У меня нет и в помине подобных страхов, но поскольку есть письменное приглашение, надо воспользоваться, чтобы было основание стебаться над косплеями и дальше ...или закрыть рот и помалкивать.
Какие я сделала выводы:
- Сложные и замысловатые только названия танцев, а сами танцы ооооочень простые. За 30 минут активного танцевания я выучила 6 танцев. Если регулярно ходить на занятия, то 20-25 танцев за два месяца- это достижимая цифра, если не уделять много внимания технике исполнения. Тем более за такой период можно научиться соотносить названия и сами танцы, и разобраться в более сложных перестроениях.
- Над техникой никто не парится. Я задергала кавалера и соседние пары: с какой ноги начинать ход, какой счет перед поворотом, на какой ноге стоять после смены. Мне все улыбались: неважно, на какой получится. Это в СБТ ты предельно собран: позиция, рука, мысок, опорная нога, сбор бедер через пресс, в этой схеме поворот на счет, а в этой восьмерке -между счетами, координация непростая, расслабишься- и все, схема поехала, со счета слетели, танец смазан. А в исторических танцах таких заморочек нет. Что тогда остается? Правильно! Улыбаться кавалеру, обмахиваться веером, шуршать кринолином, хлопать наклеенными ресницами. В этом и есть смысл социального направления.
- Приглашение на танец- особая церемония. Самооценка взлетает до небес. Я не рассчитывала, придя на вечер, что меня кто-то будет приглашать, я вообще планировала отсидеться тихо на стульчике в качестве наблюдателя. Но меня (ух-ты, ух-ты!) приглашали. Мне было любопытно и не было неприятно, не скрою. Заметила, как вспыхивают довольным блеском глаза дам, как они начинают жеманно поводить плечиками, если их ангажирует кавалер. И как они суетливо делают книксен, чтобы быстрей выйти с кавалером на паркет: да, да, да, я уже согласна и не раздумываю ни минуты! Веди же меня в круг! И как им приходится собирать силу воли, чтобы изобразить равнодушие на лице, если кавалеры прошли мимо, и следующий танец придется сидеть с такими же невостребованными. (К слову был и такой кавалер, который просто дергал за руку: пойдем, чё ты- без всяких раскланиваний. Нет, меня так не дергали и не толкали за талию- я к себе подобного отношения не потерпела бы. Веера у меня нет (удобный инструмент, наверное, чтобы щелкнуть по носу такого зазнайку), но вот кожаной перчаткой по бороде смазала бы точно😂)
- Местные кавалеры. Какие-то вялые. Есть капризные. Высокомерные. (Про выдергивание дамы см. п. выше). Танцуют с видом большого одолжения, выражение лица- как будто кошки в тапки нас*али. Есть галантные, но мало. Но даже если кавалер вежливо и по всем правилам пригласит на танец, всю композицию не сводит с тебя глаз, приятно улыбается, а после окончания проводит тебя до места, то не факт, что этот же кавалер будет себя вести как минимум вежливо в другой обстановке. Встретишь такого на следующий день где-нибудь в супермаркете или в кафе за соседним столиком, видно же , что узнал тебя, но даже не кивнет, сделает вид, что не заметил. Или идет мимо по улице, смотрит в лицо, узнал, но пройдет не поздоровается. Стесняется? Чего или кого? Или элементарные правила этикета не работают за рамками бала? Странно. Как здесь не вспомнить про принцип косплея- перевоплощение в героя только на мероприятии. Снял фрак после бала- и снова "вася" с пакетом семечек.
- Приезжие кавалеры и другие гости. Да, ставлю в отдельный пункт, потому что приглашенные гости из Калуги действительно выделялись своим позитивом. Во-первых, все искренне улыбались, веселились от души, даже если косячили в танцах. Мне с ними было очень прикольно танцевать, свободно и легко. Во-вторых, все основательно подошли к дресс-коду, что говорит, что им действительно это интересно, они реально получают кайф, они живут этим, а не ходят на подобные мероприятия, потому что жена/подруга/сожительница силком приволокла или потому что для кавалеров скидка. Надо сказать, что приезжие кавалеры были элегантного возраста, но зажигали так, что не зарядиться от них было невозможно. Кстати, и дамы их были им под стать. Смотрелись гости из Калужского клуба исторических танцев очень органично. И мне показалось, что они были более приветливые и раскованные, чем хозяева.
- Музыка. На конкретном вечере, у конкретного организатора мне понравилась музыка. Это композиции в обработке, ремиксы современных мелодий, есть, конечно, и стилизованные, но все неординарные. Если бы звучала оригинальная музыка прошлых веков, это была бы тоска. Не из-за музыки. А из-за несоответствия. Музыка была бы сильнее исполнителей.
- Костюмы. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, но и строго блюсти дресс-код не в моих правилах. Тема стим-панка позволила мне использовать ежедневную одежду, но с тематическими элементами. Смело, но в рамках приличий, цветовая гамма соблюдена, стильно. И без тошнотворных кринолина и оборок. Фанаты исторических косплеев были , конечно, в супер костюмах согласно стилю вечера. Но большинство-все тот же кринолин на два кольца, блузки с жабо и воланами, шнуровка корсетов в натяг, сгорбленные спины, потухший взгляд. Причем последними двумя пунктами отличалась именно местная публика. Что не так? Место что ли проклятое? Улыбались только, когда наигранно позировали в камеру.
- Фотосессия. На подобных мероприятиях- наличие фотографа и/или видео оператора- это архиважно. Концептуальные фоточки с косплеев-неотъемлемая составляющая-их собирают в одном альбомчике, самые удачные, постановочные, пилят на свои странички, рассматривают сотни раз... Некоторые дамочки не стесняются влезть в кадр, даже когда не просишь- ну, понятно, нужно засветится как можно в бОльшем количестве фото-и индекс упоминаний будет выше, и ощущение титула самой популярной персоны (или даже королевы) вечера.😭
- Хороводы, массовые танцы, похожие на ритуально-племенные, вспахивают наши инстинкты и потребности. Потребность в социализации, в чувстве локтя, в единстве- в исторических танцах это все есть. Все танцуют одни и те же движения, повторяющиеся много-много раз, на пятом повторении чувствуешь, что уже близок к трансу. Происходит смена партнеров/партнерш в ходе танца- это всегда романтично и с нотками загадки: кто же будет моим кавалером в следующем сете? Волнительно. И такие волнения тоже полезны для здоровья, говорят. 😄В исторических танцах нет близкого контакта: легкое прикосновение мизинчиками, шаг навстречу и поклон, обход партнера и как бы случайное касание плечом... Это в СБТ контроль бедрами и животом обязателен, без этого не получатся повороты и красивое ведение. А в исторических даже если и захочешь пойти на контакт, кринолин не позволит🤣🤣🤣. Зато многообещающе... Типа, ой, я такая вся загадочная и недоступная, истинная леди, прЫнцесса, нет, ко-ро-лев-на!😚
Если нечасто, то такие мероприятия полезны: подзарядиться позитивом, напитаться крупицами флирта, повысить свою самооценку и выгулять платье. В наше время повальной диджитализации и стандартизации так много одиноких людей, которым необходимо выразить себя в кругу единомышленников! В любом случае, это лучше, чем сидеть на кухне и топить себя в депрессии. Ну, и конечно, для людей с ограниченными возможностями занятия и танцевальные вечера такого рода просто находка и отдушина: несложные схемы, многократные повторения, красивая музыка и, самое главное, социализация. Они занимаются в отдельной группе, а на вечере очень старательно и трогательно исполняют элементы.🥰
Зная мой скепсис по поводу косплеев, но тем не менее, увидев мою радостную улыбку, меня спросили: "Ну как? Понравилось? Придешь к нам еще раз?"
Я в хорошем настроении, потому что считаю, что в гости с кислой миной не ходят, в противном случае- уж лучше дома отсидеться. Улыбаюсь, потому что понравился формат мероприятия, однозначно поддерживаю социальную значимость таких проектов, а от себя лично благодарю за возможность потанцевать альтернативные танцы и почувствовать разницу. Но это не моё. Ощущать себя королевой - это не внешние атрибуты: веер, кринолин, концептуальные фоточки. Я уверена в себе, даже когда иду по улице в кроссовках и куртке-косухе или чищу ванну пемоксолью. Мне для ощущения красоты жизни не нужен королевский антураж и подобострастный кавалер с наигранным этикетом только во время вальсирования. Незатейливые танцы мне интересны только первые 20 минут, потом скучно. " А у вас здесь джайв будет ? А квикстеп? Нет? Жаль. Тогда мне пора". Мне по душе другой челлендж.😂Я проработала эту тему, пойду штудировать ча-ча-ча.
P.S. Вечером пришло сообщение от пригласившего: "какие твои впечатления?"🥴 Ни приветствия, ни общепринятой фразы с благодарностью, что пришла в гости на мероприятие, обращение на "ты"- меня вообще это коробит... И это не мои капризы, это э-ле-мен-тар-ны-е правила этикета.
В общем, можно напялить панталоны, вышитый золотом камзол, эффектно повязать шейный платок, надеть фрак, знать несколько десятков танцев высшего света... но суть останется той же. Наверное, это меня и удерживает от более тесного знакомства с клубом исторических танцев. Прямо по Станиславскому: "Не верю!"