Найти тему
Lipetskmedia.ru

«Мне бы только знать, что живой. Больше ничего не надо»

Красивая, сильная, такая простая и одновременно такая необыкновенная. Любовь Сарычева — жена добровольца и мама двоих детей — пятилетней Кати и четырёхмесячного Коли. Недавно она проводила мужа. Непросто. Не получается сдерживать слёзы. Но минуты слабости только, когда никто не видит. В её внешней хрупкости какая-то особенная сила и мудрость не по возрасту.

Люба говорит, что просто не могла не поддержать решение мужа. Хотя, конечно, смирилась не сразу. Первая реакция — по-женски эмоциональная: слёзы, недоумение, возмущение.

— Но Илья мне сказал: «Пойми, это мой долг, моя обязанность. Я не могу спокойно сидеть дома, когда другие идут воевать. Буду чувствовать себя трусом. Либо я, либо никто». И мне всё-таки пришлось принять эту ситуацию. От неприятия до смирения прошло не так уж много времени, — признаётся Любовь.

Семья героя

Чувство долга у Ильи в буквальном смысле в крови. И война для него — не жертва, а настоящая мужская работа. Его отец Николай Сарычев — воин-интернационалист, председатель Липецкой областной организации «Всероссийское общество слепых». Прошёл Афган, откуда вернулся полностью потеряв зрение после осколочного ранения. Но не озлобился и не возненавидел судьбу за то, что так жестоко с ним обошлась. Женился, получил высшее образование, побеждал в спортивных состязаниях, воспитал шестерых детей. И, конечно, стал для них примером несгибаемой силы духа. Он и сейчас в строю. По-прежнему активен и все силы направляет на помощь людям, лишённым возможности полноценно видеть мир.

— Конечно, Илья рассказывал мне про отца, — говорит Люба. — Про то, как он потерял зрение на войне. Для него отец — герой. Всегда на него равняется и хочет хоть немного быть похожим.

Сарычевы-младшие и сына назвали в честь деда — Николаем. Надеются, что малыш, которому сейчас всего четыре месяца, вырастет патриотом. И обязательно пойдёт служить в армию. Только бы к тому времени не было войны. Не уверена, что смогла бы его отпустить, добавляет Любовь.

Как и отец, Илья после учёбы в техникуме проходил срочную службу в войсках ВДВ. Потом ещё семь лет служил по контракту. Всё это время у него перед глазами был пример отца, который прошёл множество испытаний, не струсил и, ничего не видя, сделал в жизни столько, что не под силу иному зрячему.

— Это необыкновенная семья, — замечает Люба. — Мои проблемы, по сравнению с их, — ничто. Свёкор тоже для меня пример во всём. Никогда не повысит голос, что бы ни происходило. Это дисциплина, выработанная годами. Конечно, очень переживает за Илью. Когда его провожали, было видно, что нервничает. Потому что он, как никто другой, понимает, куда уехал сын.
Николай Александрович отдал Илье свою военную форму и плащ-палатку. Есть такое поверье у бойцов — если тебе дали вещи, обязательно должен их вернуть и вернуться сам.

В режиме ожидания

Люба говорит, что только и живёт надеждой на возвращение мужа. От тяжёлых мыслей отвлекают и заботы о детях. Свободного времени, чтобы грустить, у неё нет. Разве что по вечерам, когда уложит детей спать, бывает тоскливо одной пить чай.

— Хочется пореветь, но понимаю, что нет в этом смысла. Ничего не изменю. Надо жить дальше и надеяться, — рассуждает она. — Мне кажется, если бы не было Коли, было бы сложнее. Появилось бы время, и начала бы тосковать. Смотрю на сына, и он напоминает мне Илью. Это и есть моя отдушина, маленький комочек счастья.

-2

Катя думает, что папа уехал в командировку. И уже догадывается, куда. Когда провожали Илью, она видела мужчин в военной форме. А как только автобус скрылся за поворотом, расплакалась.

— Как объяснить, что папа поехал воевать? Он в командировке, защищает нас. Всех врагов победит и приедет, — рассказывает Люба. — Катя рисует папу в форме, всю семью, Колю в коляске. Рисунки потом покажет Илье. Гордится, что папа — военный. В детском саду всем об этом рассказывает. Илья — хороший отец. В чём-то строгий. Любит во всём порядок. Но в семье должна быть мужская рука. Он очень много занимался с Колей. В выходные вообще от него не отходил. Без него, конечно, тяжеловато. Но сейчас мне помогает мама.

От звонка до звонка

Поел ли, тепло ли ему, смог ли поспать? В редких звонках самые простые вопросы. Если Илья долго не выходит на связь, у Любы сжимается сердце.

— Прекрасно понимаю, где он находится, как ему тяжело, — говорит она. — Слышу его голос и в наши короткие разговоры, буквально по две минуты, рассказываю ему какие-то мелочи, чтобы он хоть немного отвлёкся и знал, что дома всё в порядке, что я справляюсь. Надо держаться, чтобы не заплакать в трубку. Нужно быть сильной, он же звонит не слёзы мои слушать. Стараюсь его поддержать, поднять боевой дух. Прошу быть осторожнее. Говорю, что мы его очень любим и ждём. Когда ещё была возможность разговаривать по видеосвязи, он постоянно просил показать сына. Я записывала Илье его первый детский лепет.

-3

Люба признаётся, что не может заставить себя не следить за новостными лентами. Боится пропустить что-то важное. А вдруг там он? Если что-то серьёзное, конечно, переживает очень сильно. Потом приходит звонок, на какое-то время отпускает, становится легче.

Русские женщины сильны духом. Это заложено генетически. И эта сила просыпается в тяжёлые моменты. Наши бабушки и прабабушки переживали намного более сложные времена. При этом не роптали на судьбу, выжили и выстояли. Почему мы не можем сделать то же самое? Этот вопрос не раз задавала себе и Люба.

Как это ни банально, выстоять помогает и дружба. Перед отправкой Илья познакомился с другими добровольцами. У всех уже есть боевой опыт. И Люба уверена, что они там друг друга поддержат. Ей тоже помогает общение с жёнами бойцов. Когда муж не звонит больше недели, ты на нервах. Очень непростой момент. Успокоить может та, у которой тоже муж там. А потом роли меняются. Всегда на связи отец и сёстры Ильи.

Когда всё закончится и подрастёт Коля, Любовь мечтает получить образование. Из-за проблем со здоровьем учёбу в техникуме пришлось прервать. Где хочет работать, пока не решила. Но уверена, что дело должно быть любимым.

На заставке телефона Любы фотография мужа. И каждый раз, когда раздаётся звонок, она вздрагивает: вдруг он.

— Мне бы только знать, что живой. Больше ничего не надо. Главное, чтобы вернулся.


Текст Ольга Журавлева, Анастасия Пчелова
Фото Анастасия Пчелова