Найти тему

Игнатий Щедровский: талант, исчезнувший при неизвестных обстоятельствах

Развитие науки и техники - одним словом, прогресс - дело чрезвычайно полезное. Упрощает быт, открывает новые возможности, делает жизнь интереснее и ярче. Так? Русский художник Игнатий Щедровский вряд ли согласился бы с таким утверждением.

И. Щедровский. Бонна с ребенком, торговец рыбой, хозяин табачной лавки, кормилица с ребенком и мальчиком (из альбома "Вот наши!")
И. Щедровский. Бонна с ребенком, торговец рыбой, хозяин табачной лавки, кормилица с ребенком и мальчиком (из альбома "Вот наши!")

Вероятнее всего, именно технические новинки и стали причиной того, что успешный и известный мастер провел последние 15 лет в полном забвении. Щедровский умер в одиночестве в городской больнице, не дожив и до 55 лет. Многие его работы утрачены навсегда, а имя сейчас почти никто не вспомнит. А ведь как сказочно всё начиналось!..

Настоящее имя Игнатия Щедровского, художника польско-литовского происхождения - Игнатас Марюс Щедраускас. Первые 17 лет своей жизни он провел в родном Вильно, где начал обучение в местном университете и брал уроки живописи у знаменитого литовского художника Йонаса Рустемаса. По мнению педагога, Игнатас проявил выдающиеся художественные способности, поэтому было принято решение отправить 18-летнего юношу в Петербург для обучения в Императорской академии художеств.

Однако, экзамены молодое дарование из Вильно провалил, но не впал в отчаяние, а записался в академический класс вольнослушателем и стал прилежно заниматься. В то же время юноша решил изменить свои имя и фамилию на более удобные для жителей столицы и стал именовать себя Игнатием Щедровским.

И. Щедровский "Дорога в лесу (с фигурами)" 1836 г. Изображение из открытых источников
И. Щедровский "Дорога в лесу (с фигурами)" 1836 г. Изображение из открытых источников

Через 3 года 21-летний художник поступил довольно дерзко: он представил в совет Императорской академии три своих живописных пейзажа, и попросил присвоить ему звание свободного неклассного художника. Комиссия положительно оценила работы Щедровского, но в качестве дополнительного испытания художнику предложили написать вид окрестностей Петербурга. Он успешно справился с работой и в 1836 году действительно получил звание неклассного художника, а еще через 2 года за картину "Русская свадьба" (полотно утрачено) - звание академика живописи.

Дальнейший поворот судьбы оказался неожиданным. Щедровского в Академии художеств признали отменным пейзажистом. Однако после получения звания неклассного художника он стал получать заказы на копирование портретов. Таким образом Общество поощрения художников обеспечивало молодых мастеров стабильным источником дохода. Требовалось изготавливать литографии с известных произведений искусства. Щедровский с такой задачей блестяще справлялся:

И.Б. Лампи Старший "Портрет князя Г.А. Потемкина-Таврического" / Рисунок И. Щедровского по гравюре Дж. Уолкера с оригинала И.-Б. Лампи Старшего. Изображения из открытых источников
И.Б. Лампи Старший "Портрет князя Г.А. Потемкина-Таврического" / Рисунок И. Щедровского по гравюре Дж. Уолкера с оригинала И.-Б. Лампи Старшего. Изображения из открытых источников

Талантливого художника пригласили участвовать в подготовке альбома портретов членов Российской Академии наук. Щедровский выполнил для этого издания 13 рисунков, все они были высоко оценены академическим советом.

И. Щедровский. Портрет Гавриила (Петрова), митрополита Санкт-Петербургского и Ревельского с оригинала Н.М. Уткина  / Портрет П.И. Соколова с оригинала К.-Я. Каниевского / Портрет М.Н. Муравьева с оригинала Ж.-Л. Монье.
Листы из серии Литографированные портреты членов Российской Академии. Изображение из открытых источников
И. Щедровский. Портрет Гавриила (Петрова), митрополита Санкт-Петербургского и Ревельского с оригинала Н.М. Уткина / Портрет П.И. Соколова с оригинала К.-Я. Каниевского / Портрет М.Н. Муравьева с оригинала Ж.-Л. Монье. Листы из серии Литографированные портреты членов Российской Академии. Изображение из открытых источников

Карьера Щедровского явно шла в гору: следующим проектом, к участию в котором его пригласили, стал "Живописный Карамзин" ("Русская история в картинах"). Некоторые иллюстрации из этого издания до сих пор используются при оформлении учебников истории. 6 литографий по рисункам Бориса Чорикова выполнил Игнатий Щедровский, вот одна из них:

И. Щедровский. Великий князь московский Дмитрий Иванович на Куликовом поле (литография по оригиналу Б. Чорикова). Изображение из открытых источников
И. Щедровский. Великий князь московский Дмитрий Иванович на Куликовом поле (литография по оригиналу Б. Чорикова). Изображение из открытых источников

Щедровский был учеником и последователем Алексея Венецианова, и еще со времен учебы в Академии увлекался копированием работ старых мастеров-жанристов. Особенно его очаровывали картины Давида Тениерса Младшего, изображавшие сценки повседневной жизни простых людей.

Д. Тениерс Младший. "Игра в карты" (Изображение из открытых источников)
Д. Тениерс Младший. "Игра в карты" (Изображение из открытых источников)

Судя по всему, Игнатий Щедровский был человеком увлекающимся и инициативным. Он уже однажды обращался к Академическому совету с просьбой признать его художником, поэтому не побоялся обратиться с новой просьбой еще раз. Теперь он предложил Обществу поощрения художников дать ему необычный заказ: составить рисунки с натуры, изображающие простонародные сцены, в коих можно было бы видеть костюмы петербургских жителей.

И снова просьбу художника решено было удовлетворить. Так Щедровский начал работу над альбомом, принесшим ему славу и известность:

Обложка альбома "Вот наши! С натуры" (1845 г.) Изображение из открытых источников
Обложка альбома "Вот наши! С натуры" (1845 г.) Изображение из открытых источников

Для первого издания альбома "Вот наши!" (1839 г.) Щедровский подготовил 36 литографий, на которых были детально запечатлены простые люди самых разнообразных профессий. Это были прачки, извозчики, торговки, столяры. Люди на литографиях Щедровского работали и отдыхали, ссорились и веселились. Каждая сценка отличалась естественностью и правдоподобностью, потому что художник не выстраивал композицию на бумаге, а просто делал зарисовки того, что происходит на улицах Петербурга. Таким образом получилась целая энциклопедия жизни и быта столицы России первой половины XIX века. Название каждой иллюстрации - перечисление персонажей слева направо:

Сын дворника дворник почтальон, матросские дети (Изображение из открытых источников)
Сын дворника дворник почтальон, матросские дети (Изображение из открытых источников)

Все рисунки первого издания были черно-белыми, это не помешало альбому стать невероятно популярным. Вскоре литографии Щедровского стали печатать отдельными листами, которые мгновенно раскупались.

Нищий с сыном, чтец, торговец лимонадом
Нищий с сыном, чтец, торговец лимонадом

В 1845 году вышло второе издание альбома, на этот раз иллюстраций в нём было только 20, но уже цветных. Многие рисунки были представлены в новых вариантах, что вызвало интерес публики и обеспечило популярность второго издания альбома "Вот наши!".

Торговка порчеными апельсинами, жена матроса с дочкой, торговка яблоками и молочница
Торговка порчеными апельсинами, жена матроса с дочкой, торговка яблоками и молочница
Первоначально Щедровский хотел назвать второй альбом "Знай наших!", но Белинский отговорил его от такого "пошлого хвастовства".

Альбом был переиздан еще дважды - в 1852 и 1855 году - и для каждого выпуска подготавливалась новая серия иллюстраций.

Два чухонца — торговцы мясом, маслом и мелкой рыбой, коновал, солдат в отпуске, молочницы-охтенки
Два чухонца — торговцы мясом, маслом и мелкой рыбой, коновал, солдат в отпуске, молочницы-охтенки

Некоторые литографии из альбома "Вот наши!" тоже стали полноценными картинами (листайте галерею):

Кстати, именно эту иллюстрацию использовали для оформления электронного наглядного пособия к современному учебнику технологии:

Обложка электронного наглядного пособия. Изображение из открытых источников
Обложка электронного наглядного пособия. Изображение из открытых источников

В 1856 году, находясь в зените славы, 40-летний Игнатий Щедровский переезжает из столицы в Москву. Это довольно странный поступок, причины которого неизвестны. Здесь он работает преимущественно как портретист: пишет портреты императора Николая I и два портрета императора Александра II, есть сведения о том, что существовал и портрет Марии Федоровны, супруги наследника престола, а также другие портреты представителей знати и дворянства. Но они не сохранились, также как нет ни одного портрета самого Щедровского. Почему работы московского периода исчезли, остаётся загадкой, как и обстоятельства последних 15 лет жизни художника.

Во второй половине XIX в. набирает популярность техническая новинка - фотография, появляются первые фотоателье. Жанровые и бытовые сценки, которые мастерски литографировал Щедровский, теперь запечатлены на дагерротипах. В живописи бытовой жанр приобретает новое звучание благодаря работам Перова, Пукирева, Федотова.

Молочница-охтенка. Фото (1860-е гг.). Изображение из открытых источников
Молочница-охтенка. Фото (1860-е гг.). Изображение из открытых источников

Игнатий Щедровский скончался в больнице в рождественский сочельник 1870/71 года на 55-м году жизни, в нужде и забвении. Что именно помешало смелому и талантливому художнику найти себя в новом меняющемся мире - неизвестно.

Еще об одном ученике Венецианова со странной судьбой можно прочитать здесь:

Эта призовая публикация подготовлена по просьбе победителя седьмого тура игры "Угадай кто?" - Николая, автора блога "Исторические мелочи".