Заботиться о братьях наших меньших. Именно такой путь выбрала врач и хозяйка мастерской по уходу за животными Ирина Хандуратова. О том, как возникло желание помогать и удается ли подружить всех под одной крышей, – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
— Обычно дети мечтают о профессии космонавта, артиста, пожарного. А вы хотели стать зубным врачом?
— Нет. Мама — учитель, отец — лесник. У нас всегда были коты, собаки. Иногда папа приносил раненых белок или птиц. Лечили и откармливали их, а затем отправляли на волю в лес. Думала, что свяжу жизнь с братьями нашими меньшими, но родители мечтали видеть нас с сестрой врачами. Мы послушались и поступили в минский медицинский институт. После его окончания я и муж отправились трудиться в деревню. Нас хорошо встретили. Выделили гектар земли и дом. Работы в больнице хватало. Свободное время уделяли домашнему хозяйству и животным: растили свиней, у нас было 60 кроликов, а еще 25 куриц редкой породы. За ними мы специально ездили на сельхозвыставку в Германию. Мне все это нравилось, усталости почти не ощущала.
— Слышала от ваших пациентов, что вы высококлассный зубной врач.
— Трудилась в Республиканском клиническом медицинском центре при Управлении делами Президента 15 лет. Плохих докторов там не держат. Прекрасное оснащение, новейшее оборудование и замечательный сплоченный коллектив. До этого свыше 10 лет работала зубным врачом в медицинском центре новополоцкого завода «Нафтан». С теплом вспоминаю те годы.
— По какой причине стали заниматься четвероногими?
— Однажды на приеме пациент пожаловался, что у его пса проблема с зубами. К тому времени у меня уже был свой салон по грумингу (стрижка питомцев). Привели собаку, я осмотрела ее зубы. Следом второй клиент — с 12 чихуа-хуа. Он сгреб их в охапку и принес на чистку зубов. С тех пор к грумингу прибавился и уход за зубами. Название «мастерская по уходу за животными» — точнее. Приводим в порядок всех без исключения: и котят, и ягнят, и жеребенка, и ослика… Условия созданы, есть большой задний двор, да и помещение вместительное. В ближайшем будущем планируем открыть еще одно направление — одежда для животных. Появится маленькая мастерская по индивидуальному пошиву.
— В этой нише много конкурентов…
— Об этом я переживаю меньше всего. Одежды для маленьких питомцев действительно хватает. Мы планируем создавать ее для больших собак: догов, доберманов, ротвейлеров и мастифов. Она будет комфортной, удобной и практичной. Под каждого пса, если необходимо, подгоним вещи индивидуально, учитывая пожелания хозяина.
— Что еще в планах?
— Открыть кафе для посетителей с четвероногими с вывеской на дверях «Вход с животными разрешен». Наша мастерская находится в Боровлянах, а кафе расположится в Минске.
— Ирина Николаевна, расскажите о ваших домашних питомцах.
— О них я могу говорить часами. Алиса, Хайда, Нонна, Халиф, Моисей, Малуша, Вениамин, Рут и Эстер — это мои кошки и собаки. Пять лет назад вырвала из рук жестоких заводчиков девочку чихуа-хуа. Она семь лет жила в тесной клетке. Ее использовали как инкубатор по производству щенков. У собаки вырезали голосовые связки, чтобы она не могла даже жаловаться. Когда я ее забрала, то с трудом отмыла: на шерсти присутствовала жуткая слизь. За семь лет бедолагу ни разу не купали. Надеюсь, она обрела счастье. Есть и приходящая ворона Галя, моя подруга. Прилетает за печенюшками уже два года. Ходит за мной по пятам, мои ее не гоняют.
— Как уживается между собой такая разношерстная компания?
— Драк нет. Приношу нового жильца и говорю с порога: «Так, всем дружить!» Вот и не ссорятся. Спят все вместе — и коты, и собаки.
— О чем мечтаете?
— Есть большая мечта, я ее давно обдумываю: 25 га земли, не меньше. Построю там нечто вроде хутора или фермы для несчастных животных: лошадей, котов, собак, птиц. Такой вот счастливый город. Всех своих заберу с собой. Однажды на стоянке, где оставляю автомобиль, подружилась с грустным сторожевым псом — овчаркой по кличке Рекс. Каждое утро обещаю ему, что заберу отсюда. Будет бегать на свободе по 25 га и охранять нашу коммуну.
— Это будет стоить больших денег…
— Просить ни у кого не стану. Кто захочет поучаствовать в благом деле, милости просим. Наши двери всегда открыты для друзей. Надеюсь, сами заработаем необходимую сумму. Команда собирается, финансы копятся. Думаю, все получится. Хочу после себя оставить что-то доброе, стоящее. И это будет мой город счастливых животных.