В гостях у ведущего программы «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» политолога Вадима Елфимова побывал дипломат, доктор военных наук, генерал-лейтенант в отставке Александр Павловский.
Война готовилась давно
Вадим Елфимов:
— То, что происходит у наших соседей, всех нас, конечно, очень волнует, потому что затрагивает безопасность и Беларуси. Никто не заинтересован в том, чтобы конфликт в Украине, подогреваемый Западом, перерос в третью мировую войну. Но и никому, думаю, уже не нужно доказывать необходимость принятия решения о начале специальной военной операции. Это была упреждающая акция, разрушившая планы недругов. Ведь, как недавно призналась Ангела Меркель, война готовилась давно, как минимум с 2014 года. А уж стратегические планы в головах западных политиков зарождались еще раньше. Когда дело доходит до открытых политических, а тем более военных действий, как в 2014-м, это уже завершающий этап таких планов.
Александр Павловский:
— Полностью согласен с вашей оценкой. Хочу только подчеркнуть, что специальная военная операция проводится не против украинского народа, а против идеологии, которая навязывалась и внедрялась в этой стране десятилетиями. Уже в 2003 году, когда вышла книга Леонида Кучмы «Украина — не Россия», было понятно, как там ставят вопрос. И это при том, что Кучма считался чуть ли не пророссийским политиком!
Вадим Елфимов:
— Будем откровенны: на бытовом уровне национализм существовал там всегда. Говорю это как человек, проживший в Украине 30 лет. Приведу личный пример. Я оканчивал в Киеве факультет международных отношений, и меня пригласили работать в МИД. Узнав об этом, декан, мой преподаватель и научный руководитель, крупнейший украинский дипломат и член Исполкома ЮНЕСКО Глеб Цветков, с которым мы были в хороших доверительных отношениях, пригласил меня к себе и сказал: «Вадим, не советую тебе туда идти». Я был поражен. Как же так?! Ведь с факультета приглашали всего двух человек, и сразу на хорошие места! Он объяснил: «Почему, как ты думаешь, я до сих пор не министр иностранных дел? Потому что моя фамилия Цветков. А у тебя фамилия Елфимов — и никогда у тебя не будет там настоящего карьерного роста. Так что иди-ка ты лучше в науку».
Александр Павловский:
— Здесь уместно вспомнить и Никиту Хрущева, который после избрания первым секретарем ЦК КПСС амнистировал сотрудничавших с оккупантами в годы войны бандеровцев, власовцев и прочих предателей. Получив прощение, они активно внедрились в жизнь страны, достигли определенных позиций, но при этом не забывали, что являются носителями нацистской идеологии.
Вадим Елфимов:
— Во второй половине 1980-х эта армия предателей пополнилась «коллегами» из-за рубежа. Не секрет, что многие украинские пособники фашистов, совершавшие карательные действия против сограждан, после войны избежали наказания, уехав за границу — в Канаду, другие страны. А в 1987, 1988, 1989-м их или их детей чуть ли не десантом завозили в Киев.
Александр Павловский:
— Показательно, что никто в мире, да и, собственно, в Российской Федерации до определенного времени, не реагировал на то, что в Украине идет возрождение нацистской идеологии. Все будто забыли про Нюрнбергский процесс, про устав ООН. Итогом многолетнего воздействия нацистской идеологии стало то упорство, с которым сегодня украинцы за нее воюют. Да, делают это не все: около 5 млн украинцев уехали в Россию, еще больше — на Запад. Но идет война, и война упорная.
Передел без третьей мировой
Александр Павловский:
— Происходит глобальный передел мира. При этом сказать, что мир готов к третьей мировой войне, нельзя. Мы видим, что Россия всячески стремится избежать ужесточения боевых действий и эскалации конфликта. Не хочет третьей мировой и Запад.
В США знают: в случае прямого ядерного столкновения с Россией преимущество сегодня у Москвы.
Впрочем, они не готовы и к обычной широкомасштабной войне. Об уровне подготовки американских солдат свидетельствует в том числе их поражение в Афганистане. На Западе прекрасно понимают: так, как воюет русский, да и украинский, солдат, у них никто воевать не будет.
Стукнуть каблуком
Александр Павловский:
— И белорусам, и россиянам надо еще серьезно потрудиться на ниве ведения информационной войны. Во многих вопросах мы проигрываем, потому что не умеем в этой войне наступать. Используем оправдания в попытках обосновать свои действия. Нужно активнее работать с вооруженными силами Украины, украинским народом, гражданами европейских стран, да и с собственным населением тоже. Никто не спорит: международные организации требуют реформации, при принятии решений довлеют американцы, но это не значит, что мы не должны использовать эти трибуны.
Красивые и спокойные выступления на сессиях ООН не дают эффекта. Нужны напористые, громкие заявления. Хрущев когда-то стучал каблуком по трибуне, чтобы привлечь внимание к своему выступлению.
Безоговорочная капитуляция
Александр Павловский:
— Президент Владимир Путин поставил цели денацификации и демилитаризации Украины. Пока они не будут достигнуты, ни о каком мире с нацистским государством не может быть и речи. Только безоговорочная капитуляция! Да и о чем можно договариваться с Зеленским, когда он ставит вопрос так: проведем переговоры, выиграем время, укрепимся и опять будем воевать.
Вадим Елфимов:
— Говорят, что зима должна способствовать российскому наступлению. Все замерзнет, затвердеют дороги, и у россиян будет как минимум техническое преимущество в танках и гусеничной технике.
Александр Павловский:
— Российская Федерация, проведя мобилизацию и работу над ошибками, стабилизировала фронт и теперь, не ведя масштабных боевых действий, методично перемалывает украинскую технику и личный состав противника. Около 100 тысяч мобилизованных россиян уже направлены на передовые позиции Луганской, Донецкой и Херсонской областей. Еще 200 тысяч человек, а это примерно три общевойсковые армии, проходят подготовку и боевое слаживание.
Вадим Елфимов:
— Конечно, стратегические планы проведения спецоперации никто не раскрывает. Как говорил Наполеон, «если моя шляпа узнает мои планы, я ее сожгу». Тем не менее давайте попробуем спрогнозировать сроки завершения спецоперации и ее итоги.
Я, глядя на хронологию событий и учитывая приближающиеся выборы в РФ, могу предположить, что как минимум к лету следующего года все закончится. Естественно, с положительным результатом для России.
Александр Павловский:
— Анализируя ситуацию как человек военный, я должен сказать, что для РФ и политически, и экономически будет лучше завершить эту войну как можно быстрее. И тот ресурс, который россияне сейчас мобилизовали и подготовили, позволит им, на мой взгляд, выполнить основные стратегические цели в течение двух месяцев.
В результате проведения спецоперации Россия должна решить свои геополитические проблемы. Не исключаю, например, что будет снят вопрос по Приднестровью.
Что касается Украины, не думаю, что как государство она исчезнет с лица земли. Но это будет другая Украина, в несколько усеченном виде.
Когда падет нацистский режим, задачей России станет не дать странам, претендующим на украинские земли, воспользоваться ситуацией.
Все мы знаем, что Польша давно смотрит в ту сторону. Не забывает о двух своих областях и Венгрия, которая сегодня во многих вопросах поддерживает Россию. Да и Румыния не прочь отщипнуть часть украинской земли в свою пользу.