У искусства две функции: противопоставлять и отражать. По итогам этого года, можно сказать, что искусство противопоставляет само себя миру. Несмотря на глобальные потрясения, в фокусе ключевых фильмов года камерные истории. В ответ на рост национализма режиссеры подчеркнуто объединяют в своих работах культуры Европы и Азии, используя преимущества обеих. В ответ на жуткий рост насилия выходит пацифизм и христианский подход непротивления злу. В общем, эпоха метамодерна как она есть: метания, ошибки, порождающие смысл и попытки понять большие явления через личный опыт
БЛОНДИНКА
Фантасмагория о Мэрилин Монро, которой никогда не было. Фильм, вдохновленный «Истиной грустью» Сатоси Кона с зашкаливающим количеством оммажей Дэвиду Линчу. Среди тем: сексизм, объективизация, домашнее насилие и другие приметы эпохи
Одна из лучших режиссерских работ десятилетия. Сцена секса между Мэрилин Монро и Джоном Кеннеди войдет в учебники как самое эффектное изображение эскапизма (бегства от реальности). И да, шок-контент: Мэрилин Монро встречалась с сыном Чарли Чаплина
ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ
Яхта миллиардеров во главе с капитаном-марксистом терпит крушение. Неожиданное сочетание гомерически смешной комедии и остросоциальной драмы. Пока мужчины спорят из-за Карла Маркса, женщины строят матриархат. И как он, надо сказать, прекрасен. Столкновение русского капиталиста и американского марксиста, западной содержанки и восточной селф-мейд вуман
Комедия положений уровня Эрнста Любича, а социальное высказывание в лучших традициях Ларса фон Триера. И все это с кивками в сторону классики Федерико Феллини "И корабль плывет...". И да, тот редкий случай, когда золото в Каннах абсолютно заслуженное, а русский олигарх не является плохим преступником
ФАБЕЛЬМАНЫ
Автобиография Стивена Спилберга. Фильм про человека, который просто держал камеру. Захватывающее шоу про творца-одиночку. Сильное высказывание о роли семьи в становлении художника. Фильм-ответ "Восьми с половиной" Федерико Феллини
Яркая роль режиссера Дэвида Линча в эпилоге и невероятно эмоциональная игра Мишель Уильямс в роли матери будущего режиссера. Экшен сменяется длинными, по сути немыми, сценами. Ну и главное напутсвие новому поколению: "Чувство вины - просто трата эмоций"
ПИНОККИО ГИЛЬЕРМО ДЕЛЬ ТОРО
Пиноккио встречается с Бенито Муссолини и побеждает его, не сражаясь. Простой, но невероятно изящный антивоенный мультфильм, полный христианских образов. Именно благодаря актуальной теме, осознании реальности происходящего, плачешь каждые 15 минут под задорный спор детей о том, кто из них больше любит войну. Нет слов, одни эмоции
Пиноккио побеждает самим своим существованием: честный любящий ребенок. Как и Иисус Христос он меняет мир тем, что живет. Свободомыслящий Пиноккио - вызов не только для фашисткой Италии и Католической церкви, но и для зрителя. Получилось наивнее, чем хотелось бы, но честнее, чем представлялось
Я КРАСНЕЮ
Школьница преващается в огромную красную панду от волнения. Нетипичная для Пиксар бытовая история про девочку и месячные. Высочайший уровень режиссуры и уникальный баланс между сверхтехнологичной американской анимацией и аниме
Конфликт культур и поколений, отражающий положение дел в современном искусстве. Запоминающаяся игра с цветом и формами. Нельзя сказать, что это лучший мультфильм Пиксар в истории, но точно безумно новаторский. И да, настоящие семейные ценности