«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божьего и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь этому, ибо наступает время, в которое все, находящиеся в могилах, услышат глас Сына Божьего и выйдут: творившие добро — в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:24–29).
Стих 24. Этот стих является переходом от отношений между Сыном и Отцом к отношениям между Сыном и людьми. В этой части главы основной акцент приходится на то же, что и в предыдущей, а именно: единство Отца и Сына. Здесь Иисус говорит о настоящем, тогда как в 5:27–29 Он сосредотачивается на Своих отношениях с людьми в будущем. Здесь, как и в 5:25, Иисус начинает с торжественной формулы: «Истинно, истинно». Затем Он говорит: «Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит». Имеющий вечную жизнь — это человек, который слышит слова Иисуса и верует в Отца. «Слово» включает в себя полное послание Иисуса к миру. Слышать слово — значит верить и повиноваться. Простого слушания или принятия на ментальном уровне, очевидно, не достаточно, чтобы получить благословение. Спасающая вера проявляется в активном послушании (см. Евр. 11:30). Слово, которое говорил Иисус, было не от Него, но от Отца. Слышать слово Иисуса — значит проявить веру в пославшего Его Отца, властью которого и говорил Иисус.
Принимающие Сына и Отца имеют вечную жизнь. В книге Иоанна выражение «жизнь вечная» встречается восемнадцать раз. В Прологе Иоанн написал: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет людей» (1:4). Иисус — «Слово жизни», «жизнь», «вечная жизнь, которая была у Отца» (1 Ин. 1:1, 2). Эта жизнь (Иисус) пришла, чтобы люди могли иметь жизнь и иметь с избытком (10:10). Ин. 5:24 говорит о «жизни вечной» в духовном смысле, утверждая, что принимающий Сына и Отца перешёл от смерти в жизнь. Подобным образом и христиане в Эфесе, ранее умершие в своих грехах, «ожили» во Христе (Еф. 2:5).
Исходя из всего сказанного, некоторые комментаторы предположили, что здесь Иоанн говорит не о будущей жизни, а о настоящей в контексте её качества. Наступает время, когда мёртвые услышат голос Иисуса и оживут (5:28, 29); однако та же самая жизнь названа «жизнью вечной», которую христиане имеют уже сейчас (5:24). «Вечная» (айониос) фактически означает «длящаяся неограниченный период времени».
Чаще всего айониос используется в Новом завете в сочетании со словом дзоэ («жизнь»), например, в Ин. 3:15. В сочетании с дзоэ прослеживается не только временной элемент, но также и качественное отличие. В данном контексте айониос, несомненно, несёт дополнительный смысл, устанавливая связь между айониос и божественными и сверхъестественными свойствами.
Благословение «жизни вечной», которое получает послушный верующий, является божественной новой жизнью, имеющей ту же качественную природу, что и жизнь Бога (2 Пет. 1:4, “сделались причастниками Божьего естества”). Стюарт Салмонд также отмечает, что «“вечный” является качественным, а не количественным термином» и «используется не для того, чтобы придать этой “жизни” идею непрерывности, а для того, чтобы более полно выразить качество, присущее этой “жизни” как таковой».
Другие библеисты обращают наше внимание на те отрывки, в которых о «жизни вечной» говорится не как о том, чем обладают в настоящем, а как о том, что относится к будущему в количественном смысле (Вудс). Павел, говоря о суде в Рим. 2:6–8, сказал, что Бог «воздаст каждому по делам его». Для покорившихся наградой будет вечная жизнь, для не покорившихся наказанием станет гнев и осуждение. Павел также писал о «надежде вечной жизни» (Тит. 1:2). Поскольку в настоящем никто не обладает тем, что надеется иметь (Рим. 8:24, 25), эта «жизнь вечная» должна быть в грядущем мире. Павел также сказал, что «благочестие во всём полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8). Иисус говорил, что Его последователи получат благословения в этой жизни, а также «в веке грядущем — жизнь вечную» (Мк. 10:29, 30).
Принимающий и Сына, и Отца имеет вечную жизнь. Он может быть уверен, что «не придёт на суд». Этот суд — для тех, кто не желают слышать Сына и не верят в Отца, пославшего Его, чтобы спасти их.
Стих 25. И снова Иисус произносит торжественную фразу «Истинно, истинно», подчёркивая важность того, что Он собирался сказать. Хотя этот стих созвучен 5:28, наводящему на мысль о воскресении мёртвых в последний день, слова «и настало уже» подразумевают, что здесь Иисус говорит не только о физическом воскресении. Он говорит о даре духовной жизни тем, кто являются духовно мёртвыми. Без Него, который и в котором есть жизнь, человек — мёртв. Лишь благодаря Божьей благодати, милости и любви, «мёртвых по преступлениям» Он «оживотворил со Христом» (Еф. 2:5). Как это возможно? Когда духовно мёртвые люди слышат животворящее слово, они восстают из духовной смерти. В Ис. 55:3 сказано: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне. Послушайте — и жива будет душа ваша …» (см. Ин. 6:44, 45). Павел хорошо передал смысл этого понятия, когда сказал о погребении старого грешного человека в крещении и воскресении его «чтобы ходить в обновлённой жизни» (Рим. 6:3–6). И далее Иисус говорит о том, что глас Сына Божьего призовёт мёртвых. Он использует титул «Сын Божий» лишь здесь и в 10:36 и 11:4. Хотя «Сын» был привычным титулом, чаще всего Иисус говорил о Себе как о «Сыне Человеческом».
Стихи 26, 27. Только бесконечный, вечный и никем не сотворённый Бог имеет жизнь в Самом Себе. Поскольку Бог существует Сам по Себе, Он всегда был, есть и будет живым Богом. «Человеческие существа, наряду со всеми остальными живыми существами, не имеют жизни в себе самих, их жизнь происходит от Бога, источника и хранителя жизни» (Брюс). Только Сыну Отец дал иметь жизнь в Самом Себе. Из этого следует, что Сын обладает такой же «жизнью в Себе», что и Отец. Жизнь — в Сыне. Это — повторяющаяся тема в Евангелии от Иоанна и в его посланиях (см. 1:4; 1 Ин. 5:11).
Из-за этой щедро излитой Отцом на Сына жизнью в Себе Сыну дана власть производить суд и воскрешать из мёртвых. Согласно 5:22, Отец вверил Сыну власть судить на основании Его Сыновства. Однако была ещё одна причина для этого: потому что Он есть Сын Человеческий. До этого момента название «Сын» означало «Сын Божий» (см. 5:25); но в 5:27 основанием для власти Иисуса судить мир является то, что Он — «Сын Человеческий». Обычно перед этим выражением, которое по-гречески звучит как «Сын Человека», стоит определённый артикль как перед словом «Сын», так и перед словом «Человек»; однако здесь он отсутствует. Это обстоятельство вынудило некоторых исследователей предположить, что здесь сделан акцент на человеческой природе Иисуса, благодаря которой Он может справедливо вершить суд. Сама по себе принадлежность к роду человеческому не является основанием для того, чтобы быть судьёй, поскольку она присуща всем людям. По мнению Гомера Кента, мл., «… Более вероятно, что это выражение следует рассматривать как официальный титул Мессии (возможно, взятый у Дан. 7:13), и потому не требующий артикля». Именно так чаще всего Иисус называл Себя Сам, и этот статус является обоснованной причиной, почему Бог дал Ему власть судить человечество. Мы читаем в книге пророка Даниила о его видении:
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын Человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и Царство Его не разрушится» (Дан. 7:13, 14).
Будет правильным сказать, что Иисусу была дана власть вершить суд по двум причинам: (1) Он был «Сыном Человеческим», и (2) Он Сам был человеком и знал, что это такое из собственного опыта.
Стихи 28, 29. В 5:28 после слов наступает время отсутствует «и настало уже», как это было в 5:25. Глас Сына Божьего, призывающий всех духовно мёртвых к обновлённой жизни, это тот же голос, который силён поднять умерших из их могил в последний день (см. 6:40, 54). В этом тексте говорится как об всеобщем воскресении, так и о всеобщем суде. Это воскресение будет универсальным, то есть для всех, как для творивших добро, так и для делавших зло, и оно будет одновременным для всех. Даниил предвидел наступление такого дня, когда сказал: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся: одни — для жизни вечной, другие — на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).
Праведные и неправедные воскреснут в одно и то же «время». Тот факт, что воскресение будет всеобщим и одновременным исключает возможность двух воскресений, как утверждает учение премиллениализма. (Сторонники премиллениализма утверждают, что будет одно воскресение для праведных и второе — для неправедных, которые будет разделять тысяча лет). Воскресение, о котором говорит здесь Иисус, произойдёт для всех и в одно время. Те, кто делали добрые дела воскреснут для вечной жизни, тогда как те, кто совершали злые дела, воскреснут для вечного осуждения. Это не означает, что для спасения достаточно только добрых дел. Как мы уже видели, духовная жизнь дана тем, кто слышит голос Божьего Сына (5:25), и это слышание влечёт за собой веру и послушание, которые и ведут к вечной жизни. Жизнь, которую человек ведёт на земле, является испытанием или проверкой его послушания Сыну. Такой человек совершает добрые дела, потому что принимает этот невероятный дар от Бога (Рим. 6:23), и за свою послушную веру он будет вознаграждён воскресением жизни. Те же, кто не желают слышать Его голос, уже осуждены (3:18) и будут наказаны.