Каждый человек хоть раз в жизни испытывал каково это-быть новеньким в трудовом коллективе. При этом абсолютно не важно, первая ли у вас работа или опыт уже имеется. Одинаково волнуются все – и вчерашние выпускники со свежим дипломом, и опытные специалисты, в силу каких-либо причин меняющие место работы. Как встретят в коллективе, как отнесется новое руководство, как построить отношения с коллегами – все эти волнения абсолютно естественны для новичка. Однако чрезмерно накручивать себя все же не стоит- мы попробуем разораться вместе как вести себя в новом коллективе, чтобы адаптация прошла успешно.
Что такое новый коллектив или куда я попал?
Запомните одну простую истину-коллектив, в который Вы вливаетесь уже сформировался! Там уже действуют свои законы- гласные и негласные, уже есть свой лидер, в том числе и неформальный, существуют и традиции, даже если на первый взгляд они окажутся смешными. Поверьте, от Вас никто не ждет революционных действий и наведения своего порядка, поэтому даже если что-то категорически не нравится- это не повод высказывать свое мнение с порога. Новичок-он и есть новичок, это как новобранец в армии-прав нет никаких, одни сплошные обязанности, да еще и чужие вокруг. Психологи называют примерный временной срок такого статуса-от 2х месяцев до полугода. И именно от того, как Вы поведете себя в этот период, зависит многое-прежде всего Ваша карьера. Мы собрали и систематизировали для Вас основные советы, разработанные ведущими психологами. Надеемся, что испытание новой работой Вы пройдете достойно и без особых моральных терзаний!
Итак, полезные советы для новичков…
По одежке встречают. И это действительно работает. Полезно будет еще до первого рабочего дня узнать- имеется ли дресс-код на новом месте. Если строгих правил нет-все равно не торопитесь одевать самое дорогое и шикарное. Всегда уместен сдержанный деловой стиль. Только, пожалуйста, воздержитесь от двух крайностей-не нужно застегивать наглухо все пуговицы и затягивать донельзя ремень, но и одевать короткую юбку в первый день тоже не стоит.
А что с лицом? Обязательно выспитесь перед первым рабочим днем- следы усталости и красные глаза не скроет никакая косметика. Не пейте на ночь много жидкости- отеки никого не украшают.
Чистота и опрятность.Чистые, хорошо подстриженные и аккуратно уложенные волосы придают уверенности. Так же, как и свежий маникюр с неярким лаком и лаконичный дневной макияж. Вычищенная обувь и элегантная сумка-не пустяк, а часть продуманного образа. От пользования духами днем лучше вообще отказаться, больше подойдет туалетная вода хорошего качества с нейтральным ароматом.
Половину оставьте дома. Конечно, Вам хочется произвести впечатление на новых коллег. Но все же, хотя бы на первое время, оставьте дома новый iPhone, не козыряйте новомодным IQOS с инкрустированным корпусом и не надевайте дорогих украшений (в офисе они вообще чаще всего просто неуместны)
Всем здравствуйте. Многие задают психологам, казалось бы, очевидный вопрос- как поздороваться с коллективом, как презентовать себя. Хорошо, если Вас представит руководство, а если придется самими? Будьте естественны-просто поздоровайтесь и назовите свое имя. Не нужно сложных и напыщенных фраз, а вот искренняя улыбка приветствуется!
Расскажи мне о себе. В новом коллективе обязательно захотят узнать о Вас побольше. Расскажите основную информацию- об образовании, опыте и навыках. Ни в коем случае не рассказывайте о бывшем начальнике с тяжелым характером или бестолковых сослуживцах, иначе сходу заработаете репутацию человека, которому трудно угодить.
О личном-ни слова. Первое время на новой работе остерегайтесь откровенных разговоров о своей личной жизни. Достаточно сухой информации-замужем/женат, двое детей или, например, в разводе, воспитываю сына. Поверьте, сейчас не время обсуждать бывшего мужа, ветреного ухажера или сына-троечника.
Вредные привычки оставим дома. Даже если Вы курите- не спешите интересоваться курилкой и проводить там время. Да, в курилке своеобразная атмосфера и кажется, что там легко найти новых друзей. На самом деле- Вам сейчас важно поскорее войти в курс дела по работе. А покурить можно и дома. А лучше- вообще бросить!
Кто тут главный? Понаблюдав за коллегами и Вы поймете, кто в коллективе главный неформал. Такой человек обычно решает, что пора включить кондиционер, а также по сколько сбрасываться на день Рождения начальника. Кстати, покупать подарок побегут как раз другие, а неформал- просто контролирует процесс. С ним любят советоваться, у него ищут одобрения. Не пытайтесь заискивать или подражать этому человеку, не обольщайтесь обещанным им покровительством. Просто наблюдайте- это пригодится позже.
Быть или казаться? Если Ваш опыт и квалификация значительно превосходит показатели Ваших новых коллег –не спешите сходу демонстрировать преимущества. Тут есть риски- Вас могут сразу завалить кучей работы (коль уж Вы такой грамотный) или посчитать карьеристом. Спокойно входите в курс дела, не хвастайтесь прошлыми успехами- поначалу это будет понято превратно.
Кофе положи на место. Придя в новый коллектив обязательно запомни и свято соблюдай бытовые правила. Не переставляй сахарницу, не уноси пачку с общим кофе- это очень раздражает сторожил. Пусть все будет так, как было заведено до твоего появления. Даже если тебе очень неудобно идти за кофе через два кабинета, придется потерпеть- климат в коллективе сейчас важнее.
Не таскай. Пожалуйста, оставь эту некрасивую привычку уносить домой все, что плохо лежит. Не нужно тащить деткам цветные маркеры или разноцветные скрепки. И пачку бумаги домой лучше купить самостоятельно, поверь- репутация стоит дороже!
Интересно? Спроси. Не стесняйся задавать коллегам вопросы. Люди любят чувствовать себя значимыми и помогать новичкам- это добавляет им превосходства. Спроси о корпоративных традициях, о системе отчета перед руководителем, о порядке прохождения документации и т.п.
Не все сразу. Следует крайне аккуратно относится к нагрузкам на первых порах. Может быть, Вас специально ждали, чтобы нагрузить работой, до которой ни у кого руки не доходили. В таком случае, следует вежливо, но твердо апеллировать к указаниям непосредственного начальника. Фразы «прежде всего мне необходимо выполнить поручение Сергея Петровича» или «если я возьмусь и за это тоже, то непременно пропущу сроки, отведенные мне Сергеем Петровичем» будут уместными в таких случаях.
Финансовые вопросы-табу. Пожалуйста, не вздумайте в первые же дни работы интересоваться порядком начисления зарплаты сотрудников. Не нужно выпытывать как распределяется премия и платится ли надбавка. Работай так, как будто тебе не нужно денег- старая добрая истина на пользу новичку.
Давайте подведем итоги.
Ну вот вкратце и все. Главное, что стоит запомнить -не нужно на новой работе играть придуманные роли в угоду новому начальству или сотрудникам. Лицемерие достаточно легко распознается и в конечном итоге оборачивается против человека. Не нужно наигранных улыбок, заискивающих взглядов и напыщенных фраз. Чувство собственного достоинства, уважение к себе и окружающим-вот залог того, что на новой работе у Вас сложатся отношения с коллегами и руководством. А раз так, то и работать будет куда приятнее, правда ведь? Просто придерживайтесь правил:
· вместо сплетен- работа над собой.
· вместо перекура- стакан воды.
· вместо обсуждения руководства- литература по специальности.
· вместо жалоб-планирование дел на день.
· вместо заискивания- работа с самоуважением.
· вместо подсчета чужих доходов- проработка собственной мотивации.