Найти в Дзене
С Богом по жизни

БЛАГОЙ И МИЛОСТИВЫЙ БОГ

“Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак” (Наум 1:7, 8). Варварскую жестокость Ниневии ждало скорое отмщение. Бог послал Своего пророка с вестью о гибели этого великого города. Эту весть можно кратко изложить такими словами: “Грех имеет свой день расплаты, и ваш день уже наступает!” Начальные слова вести Наума говорят о гневе и скором суде. Грешный город не устоит. Ему вынесен приговор – полное разрушение. Безжалостная сила поразит самодовольный ассирийский народ, принеся полное опустошение. Еще не закончив описание этого великого могущества, Наум уже говорит о благости Бога Яхве. В то время как нечестивых и непокорных ждет ужас и страх, некоторые найдут утешение. Такой поразительный контраст часто встречается в Писаниях как предупреждение непокорным (2 Фес. 1:7-10; Рим. 11:22 и т.д.). Пророк в резкой форме напоминает нам, что в духовной сфере существует только два выбора.
“Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак” (Наум 1:7, 8).

Варварскую жестокость Ниневии ждало скорое отмщение. Бог послал Своего пророка с вестью о гибели этого великого города. Эту весть можно кратко изложить такими словами: “Грех имеет свой день расплаты, и ваш день уже наступает!” Начальные слова вести Наума говорят о гневе и скором суде. Грешный город не устоит. Ему вынесен приговор – полное разрушение. Безжалостная сила поразит самодовольный ассирийский народ, принеся полное опустошение.

Еще не закончив описание этого великого могущества, Наум уже говорит о благости Бога Яхве. В то время как нечестивых и непокорных ждет ужас и страх, некоторые найдут утешение. Такой поразительный контраст часто встречается в Писаниях как предупреждение непокорным (2 Фес. 1:7-10; Рим. 11:22 и т.д.). Пророк в резкой форме напоминает нам, что в духовной сфере существует только два выбора. Никакой “середины”, когда дело касается повиновения Богу. Игнорирующие Бога найдут вечное горе, а повинующиеся Ему обретут блаженство. Это серьезное предупреждение!

Бога можно описать двумя словами: “великий и страшный”. Они передают чувство благоговения и глубочайшего почтения, граничащего со страхом. Описание Божьего гнева приводит в ужас, а описание Его милости утешает. Рассмотрев Его страшный гнев, давайте теперь поразмышляем над Божьей великой милостью.

БОЖЬЯ ВЕЛИКАЯ МИЛОСТЬ

Бог предлагает выход всем, кто хочет избежать Его гнева. Ниневия приняла это предложение, когда эту весть ей передал Иона. Ассирийский царь ответил общим призывом ко всенародному покаянию. Он рассуждал так: “Кто знает, может быть, Бог еще умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем” (Иона 3:9). В ответ на раскаяние города, увидев “дела их, что они обратились от злого пути своего, пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел” (Иона 3:10). Почему? Его великая милость обещает безопасность. Это сущность Бога (Пс. 45:2; 85:4, 5; 99:5).

Прочтите еще раз стихи 7 и 8 и отметьте описание Божьей удивительной милости.

Основание Его великой милости выражено одним словом в стихе 7: “благ”. Это простое слово, но оно имеет огромный смысл. Невинный ребенок учится молиться: “Боже великий, Боже благой”, но он не осознает, что стоит за этими словами.

Писания часто говорят о Божьей благости. В псалмах мы читаем: “Ибо Ты, Господи, благ и милосерд, и многомилостив ко всем призывающим Тебя” (Пс. 85:5; ср. 106:8, 9; 117:29). Все, что делает Бог, можно поместить под одним заголовком: “Это хорошо”. Все, что Он делает, бесконечно хорошо.

Только Бог выступает как Божество совершенной благости. Невежественный дикарь создает несметное количество богов, обладающих разными свойствами. Но ни один из них не имеет всеохватывающего качества “благости”. Ни о ком нельзя сказать, что он непреложно благ! Только Бога Яхве можно описать так, как описал Его Наум: “Благ Господь”.

Это основание благости определяет то, как Бог относится к смертным. Люди упорно восстают против Божьей воли, и Он называет их “сынами противления”. Поэтому мы заслуживаем лишь страшного гнева, описанного в Наум. 1:26. Но Божья великая милость дает нам средство спасения от Его гнева (Еф. 2:1-4). Почему? Потому что Он “благ”.

Эта Божья благость имеет своей целью привести грешного человека к спасению (Рим. 2:4). Когда мы поймем, какого ужасного гнева мы справедливо заслуживаем и что мы не способны избежать его, мы осознаем свое отчаянное положение. А осознав, воскликнем: “Что нам делать?” (Деян. 2:37; 16:30). Можно лишь благодарить Бога за то, что Он по Своей благости дал единственное средство спасения – Иисуса Христа. Бог послал Своего единородного Сына на землю как нашего Ходатая, чтобы Он стал умилостивлением, ибо только эта жертва может спасти нас от Его страшного гнева (Ин. 3:16; 1 Ин. 2:1, 2). Это чудесное избавление доступно каждому человеку, будь то мужчина или женщина, который уверует в евангелие (Мк. 16:16).

Слова Наума открывают нам ту истину, что те из нас, кто спасен по Божьей милости, могут возрадоваться, получив три чудесных благословения.

Во-первых, мы находим “убежище” (Наум 1:7). Буквально это означает “крепость”, где можно найти абсолютную безопасность. “Имя Господа крепкая башня: убегает в нее праведник и безопасен” (Прит. 18:10; ср. Иер. 16:19). В истории войн Александра Македонского есть описание его похода на Согдиану. Согдийцы жили “на камне” – на неприступных скалах, – и их оборонительное вооружение в буквальном смысле составляли камни. Когда Александр подступил к крепостным стенам, защитники города стали смеяться над ним, спрашивая, нет ли у его воинов крыльев. “Если твои солдаты не умеют летать по воздуху, то мы тебя не боимся!” – кричали они. Так и с Божьей истиной: когда Бог возвышает какой-либо народ, Он может поднять его на такую высокую скалу, что враги не будут угрожать его безопасности! Так что христиане имеют чудесное убежище. Нам не грозит опасность, ибо Бог – наша крепость и защита (Пс. 26:1; Рим. 8:31-37). Мы не изнемогаем, исполняя свой долг, потому что Бог обеспечивает работников всем необходимым (2 Кор. 3:5). Нам не страшна потеря физического здоровья, потому что даже в немощи мы находим резерв силы (2 Кор. 12:9, 10).

Многие хотели бы иметь такое “убежище”, но они не желают повиноваться Богу и потому не находят его! Среди первых храмов, построенных после основания Рима, был храм “богу убежища”. Римляне так и назвали его: Храм бога убежища. Он был открыт для всех. В нем раб был свободен от своего господина, должник от кредитора, а убийца от кровного мстителя или магистрата. По указанию оракула Аполлона это убежище было защищено от какого-либо нарушения его неприкосновенности. Ни один раб, ни один преступник не могли чувствовать себя в безопасности нигде, кроме как войдя в это убежище. То же можно сказать и о нас: осознав нужду в убежище, мы должны войти в Божью защиту. Если мы пренебрегаем этим путем Божьего благословения, то иного “убежища”, где бы мы чувствовали себя в полной безопасности, у нас просто никогда не будет.

Во-вторых, мы находим Того, кто по-настоящему “знает” нас (Наум 1:7). Как утешительна эта фраза Наума для каждой измученной души: “Господь... знает надеющихся на Него”! Это значит, что Бог всегда заботится о тех, кто старается жить по Его воле. “Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его” (Иов 34:21). Божье знание настолько полно, что Он знает наши нужды еще до того, как просьба выйдет из наших уст в молитве (Мф. 6:8; ср. Пс. 1:6; 36:18; 118:168; Мф. 10:29, 30).

В детстве Ганс Христиан Андерсен, известный датский писатель, как-то пошел с матерью подбирать колоски на поля человека, который был известен своей чрезвычайной жестокостью. Увидав приближающегося хозяина, сборщики колосьев стали разбегаться. Неудобные деревянные башмаки Ганса слетели с его ног, и он не смог дальше бежать, потому что стерня больно колола его нежные ступни. Другие оставили его позади. И Ганс попался. Грозный хозяин уже было замахнулся на него кнутом, то тут Ганс, отчаянное положение которого придало ему храбрости, остановился, взглянул в лицо мужчины и сказал: “Как ты смеешь бить меня, когда Бог может тебя увидеть!” Гнев хозяина утих, и вместо того чтобы отхлестать мальчика, он ударил себя по щекам и дал ему денег. Знание того, что Бог не отводит глаз от Своих детей, что Он наблюдает за ними, должно приносить христианам большое утешение! Это чудесное благословение, исходящее из Его “благости”.

В-третьих, мы можем быть уверены в отмщении (Наум 1:8). Нет никакого сомнения в том, что справедливость восторжествует и обижающие праведных получат по заслугам. Наум рисует картину полного и окончательного истребления. Все, кто преследует благочестивых, будут истреблены и погибнут во тьме! Отметьте абсолютную уверенность в этом отмщении: “Он разрушит до основания... врагов Его постигнет мрак”. Нет никакого сомнения! Христианин может и должен уповать на Божье отмщение. Правда восторжествует. Зло будет исправлено (Рим. 12:19).

БОЖЬЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ

Понимание того, что мы либо испытаем на себе Божий страшный гнев, либо воспользуемся Его великой милостью, должно придавать нам здравомыслия. Есть только два выбора для вечности – Божий гнев и Его милость. И все мы должны искать милости, а не гнева. А понимая это, мы должны увещевать погибших, как делали апостолы: “Спасайтесь от рода этого развращенного” (Деян. 2:40).

Чтобы спастись от Его гнева, мы должны исполнить одно условие, о котором говорит Наум, – надеяться на Него (1:7). Это демонстрация веры, отвечающей на Божьи повеления. “Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его” (Пс. 146:11; ср. Еккл. 12:13, 14). Когда мы научимся надеяться на Бога, мы обретем безопасное убежище.

Как человеку сегодня продемонстрировать, что он надеется на Бога, и избежать страшного гнева? Об этом говорится в Новом Завете. Узнав о своем безнадежном положении и неизбежной встрече с Божьим гневом, человек должен положиться на истинность Писаний и уверовать, что Его Сын, Иисус Христос, умер ради прощения его грехов (Рим. 10:9, 10). Он должен понять, что необходимо повиноваться всем Божьим повелениям, связанным со спасением. Это означает, что он должен исповедовать Христа (Мф. 10:32), с радостью креститься для прощения грехов (Деян. 22:16) и с тех пор каждый день жить верой (2 Кор. 5:7). Так он продемонстрирует абсолютное доверие к Божьим повелениям. Такое доверие будет благословением. Псалмопевец сказал: “Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем” (Пс. 12:6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пророчество Наума начинается с драматического вступления. Это впечатляющее описание Бога должно устранить все сомнения относительно реальности судьбы, которая ждет Ниневию. Он говорит им, что Божий страшный гнев ужасен, Божья великая милость утешительна, а Божье замечательное условие невероятно просто и разумно.

Весть Наума не проняла непокорные сердца жителей Ниневии. Гордый город не признал этого грозного Бога, чем предрешил свою судьбу. А что вы скажете о себе? Вы во грехе или спасены? Бог – это либо убежище милости для успокоения вашего сердца, либо ужас для вашей души. Кто Он для вас?