С трибун вещают, что государство должно делать ставку на молодежь, в первую очередь через образование, развивая потенциал будущих молодых инженеров и ученых. В этом видится возможность развития страны и создание будущих достижений. Согласно докладам и рапортам мы вполне успешно движемся в этом направлении — реформируем образование, создаем платформы развития и молодежные организации. И знаете что? В этом абзаце нет сарказма, все так и есть.
Мнение общества по вопросу
Факт состоит в том, что в 90-е годы мы потеряли многие научные и инженерные школы. Общее качество образования упало в сравнении с советским периодом. Молодые специалисты уходили торговать, искали себя в том, что приносит хоть какой-то доход. Или даже уезжали из страны. Когда вновь появились научные и инженерные задачи, оказалось, что решать их некому. Только ленивый не начинает свои размышления с того, какой потенциал мы потеряли и в каком темном месте оказались. Совершенно очевидно, что для устойчивого развития российского государства допускать подобное повторно не следует. То есть сама идея о вовлечении молодежи в работу над национальным техническим потенциалом у обывателя отторжения не вызывает.
Вражеские иностранные агенты и примкнувшие к ним разочарованные окружающей действительностью граждане топят за то, что никто ничего на самом деле ничего не делает, разворовывает деньги и все задуманное правительством обречено на провал.
Мнение о том, что у нас все плохо, и никто на самом деле ничего не делает, всегда собирает обильный урожай в виде аудитории и сопутствующих ее монетизации плюшек. Но в жизни не бывает чего-то абсолютно плохого, впрочем как и абсолютно хорошего.
В бытность учебы я слышал версию, что, когда после великой отечественной войны мы подчистую вывезли промышленное оборудование Германии, это имело свою цену. В то время, как мы потом работали на устаревших станках, немцы строили все с нуля и на совершенно новом технологическом уровне. Трофейное оборудование со свастикой я лично наблюдал на нескольких предприятиях и не так давно.
Так и в 2000-х, когда появились задачи, наполненные деньгами, то заскрипел маховик их реализации. Откопали и вытащили из забвения и пенсии научных зубров, привлекли талантливых студентов. Кого за деньги, кого за возможность реализации чувства собственного величия. Знал одну девушку, которая несколько лет разрабатывали программное обеспечение для Sukhoi Superjet 100 исключительно за идею. У стариков были теоретические знания, а у нас — компьютерные, цифровые технологии. Симбиоз позволял получить новый результат практически сразу.
Возникла задача контролировать геометрию колец подшипников. Ничего для этого уже много лет не выпускали. Окольными путями на полуживом еще ГПЗ в одной из стран СНГ нашли древний прибор. Привезли, разобрали, замерили, зарисовали. Разработали деталировочные чертежи. Съездили в лабораторию металлов и сплавов, восстановили материал имеющихся пружин. Их пришлось заказывать. Остальное почти на коленке воссоздали в мастерской. Для меня студента третьего курса, выполняющего практически всю эту работу, был уникальный опыт. Особенно, когда бывший главный инженер подшипникового завода проверял мои чертежи перед изготовлением. Так вежливо меня не макали в грязь ошибок и несоответствий.
В старом варианте через систему рычагов геометрия регистрировалась на бумаге. А мы тензодатчик поставили, усилитель спаяли, на звуковую карту компьютера вывели. Через LabView обработали, результаты стали записывать в базу данных. Собрали немного статистики и вот диагностический комплекс уже определяет 98% требуемых дефектов. С помощью исходного аналога достичь такого результата было невозможно.
Я часто слышу истории, что в институте, где когда-то работало 1000 человек, в настоящее время осталось всего 40. Это подается как катастрофа. Но это все лишь цена прогресса. Когда я сотрудничал с ВПЗ (Вологодский подшипниковый завод), по тем временам еще гигант со штатом в несколько тысяч человек, руководство со странными интонациями рассказывало, что, например, в Европах на таком же заводе работает всего сто человек. И это очень плохо.
Уже потом мы разрабатывали системы автоматизации для технологических линий и каждая из них обеспечивала сокращение минимум 50% обслуживающего персонала.
Я не говорю, что все к лучшему. Это также ущербная позиция. После всегда видишь, как можно было бы сделать иначе, лучше, безболезненнее. И процесс стремления к совершенству, он бесконечен. Но мы живем в России: в нашей истории многократно мы своими руками все разрушаем дотла, а потом героически и с огромными усилиями восстанавливаем, вырываемся вперед, чтобы потом снова нырнуть в пучину.
Что делает государство
На удивление многое. Даже совершенно не интересуясь конкретикой, могу судить по видимым изменениям на бытовом уровне. А это реально десятки кружков и секций, доступных для ребенка любого возраста. Очень много технических. Собирай конструкторы, роботов, программируй, занимайся web-дизайном. Даже станки есть. Классы хорошо оборудованы. Почти все бесплатно. Я помню, как в возрасте десяти лет ездил аж в Аничков дворец, чтобы заниматься ракетостроением. После третьей склеенной из картона однотипной ракеты потерял весь энтузиазм. Тут тебе и моделирование на компьютере, 3D-принтер, разной сложности конструкции, электроника, постоянные соревнования. Все рядом с домом. Проблема только в одном - дефицит обучающихся.
Огромное количество хорошо оборудованных стадионов, площадок. На это многие любят возражать: "это только в больших городах, отъешь на сто километров от ваших мегаполисов и попадаешь в каменный век". Тот, куда потянулись многочисленные блогеры, уставшие от городов. Но нет, приезжаешь в ... очень далеко, а там попроще, но тоже самое.
Оборудование школ тоже меняется. Сын уже не знает, что такое доска, мел и тряпка. По работе, я был на другом конце нашей необъятной страны, в поселке на Дальнем Востоке, где до цивилизации очень далеко — и там в СОШ полный пакет цивилизации.
Я не владею полной информацией по всем государственным мероприятиям для развития нашей молодежи. Но не могу не отметить, что они есть и их достаточно много. Это различные конкурсы, гранты. Почитал о национальном проекте «Наука». Жаль, что он случился не в эпоху моей научной карьеры.
В нескольких домах от моего появилось какие-то патриотическое общество, которое как минимум организует выезды на вахты памяти. Нужно дело, но полагаю, ограниченно востребованное.
Но главное не это.
Образование остается бесплатным. Каждый гражданин может получить высшее образование. Это основа для нашего развития.
А проблема на самом деле в другом. Очень серьезная проблема. Молодой человек не хочет пользоваться всеми предоставляемыми возможностями.
Современный мир дарит их множество. Любая информация доступна при наличии базовых навыков и критического мышления. С последним не все просто, но остальное в наличии у большинства. Я имея небольшие навыки ручного труда постоянно что-то делаю из того, что раньше мог получить только у специалистов. Собрал информацию, изучил видео. И вот уже кладешь ковролин. Сантехнику всю обновил. Клапан в газовой колонке поменял. Электрику всю. Шкаф купе спроектировал, собрал. Телевизор перестал показывать — перепаял вздувшиеся конденсаторы на новые, заработало. А техники, методики. Читай, изучай только. Новый программный продукт надо освоить — посмотрел курсы, попробовал, применил в проекте — и понеслось.
А что же молодой инженер Санек? Ноет. Предложил самому разобраться в программе по лично написанной методичке. С возможностью задавать вопросы. В глазах страх, в руках заявление на увольнение.
Наша молодежь
Мы разные.
Все, кто обсуждает проводимые государством мероприятия: ругают и хвалят, почему-то рассматривают молодежь со своей колокольни. Но это тоже самое, что ворчать: вот в наше время в твоем возрасте мы уже на заводе работали, да пятерых детей кормили. Да такое было, но времена изменились.
Те, кто планируют мероприятия в рамках системы, также рассматривают молодежь с позиции взрослого, состоявшегося человека. А поколение Y не такое. Этому посвящено множество статей. Но даже читая их обычный человек, постоянно не работающий с молодыми специалистами, воспринимает информацию абстрактно, сваливает проблемы на вечный конфликт отцов и детей, не улавливая главную мысль. А она состоит в том, что у нас подросло поколение инопланетян.
То, о чем я читал в детстве уже сейчас воплотилось в жизнь, но, как бывает, через одно место.
Вот отдел кадров компании из города Тулы (https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1991177-5-sposobov-utolit-kadrovyi-golod-i-privlech-molodezh-v-kompaniu) жалуется, что привлечь молодежь сложнее, чем любого специалиста в возрасте. Традиционные мотивации не работают. Им приходится извращаться: играть с ними в игры, создавать постоянную движуху, плясать вокруг танцы с бубном. Обратите внимание на дискуссию в комментариях. Это показательно.
И да, как иллюстрация из опыта. Собеседовал девушку на должность инженера. По знаниям середнячок, от сложных задач впадает в ступор, запросы огромные, самомнение присутствует. Ну думаю, если немного подучить, то работать может. Да и есть срочные задачи, которые уже сейчас можно поручить. Договорились. Ушла. Через час приходит смс-ка «извините, я передумала… и вообще вы в офисе давно ремонт не делали».
Почему так? Нам повезло жить на стыке разных культурных эпох. Еще никогда они не сменялись с такой скоростью. Промышленная революция длилась столетия. Цифровая заняла какой-то десяток. Текущая молодежь продукт совершенно новой, где-то чуждой цифровой культуры. И если я воспринимаю смартфон, как удобный инструмент и даже готов от него отказаться, то для моего сына это уже базовая потребность, без которой он будет испытывать немыслимые страдания.
Помимо того, что они не привыкли к сложностям мира без технологий, они не получили требуемого опыта социализации. Раньше, чтобы достигнуть требуемого результата нужно было пообщаться с большим количеством людей, иногда проявить чудеса изобретательности, овладеть кучей навыков. Теперь достаточно нажать пару кнопок в мобильном приложении. И не нужны эти все ваши коммуникации. Эти этикеты, понятия. Не нужно помнить кучу «ненужной» информации о соотечественниках, следить за временем, быть пунктуальным, постоянно выделять главное. А ведь наш мозг для мышления использует структуры, которые сформировались из необходимости общаться с себе подобными.
Из телевизора (хотя кто его смотрит-то), кино, из различных социальных сетей, медиаресурсов льются в уши истории успеха. За несколько минут асоциальный чувак с минимальными усилиями превращается в хозяина жизни. И поколение Z считает, что это нормально. Отсюда огромные запросы. Мне должны уже потому, что я к вам пришел. Необоснованные амбиции. Один довольно перспективный молодой человек ушел из нашей компании, так как в очередной год ему не предоставили повышения. И он даже не хотел слышать про параллельный рост, необходимость получения дополнительных навыков и знаний, адекватную текущую оценку его возможностей.
Их мышление фрагментарное или клиповое. У них проблемы при концентрации на значительных объемах информации. Им постоянно требуется сделать перерыв на телефон, мессенджер. Им тяжело собой управлять. Я бы сказал, они демонстрируют отсутствие воли. Если даешь даже не очень большую задачу с четким сроком выполнения, они обязательно ее сорвут. Опыт удаленной работы с большинством молодых сотрудников крайне негативный — мало того, что они не любят четкие сроки, они не готовы работать с содержанием задачи.
С одной стороны, им всегда не нравится, когда она сформулирована неопределенно. А это самый распространенный случай — в начале всегда много неизвестных. Необходимо работать над конкретизацией, причем часто совместно с большим количеством коллег и смежников. Но наш герой это не любит, это слишком сложно. Ему хочется четкие требования, а лучше, чтобы все уже было почти сделано. А с другой стороны, установленные требования ограничивают их творчество. И им не понятно, что есть такие фундаментальные моменты, как физика, опыт эксплуатации, финансовые ограничения, наконец. Им же сказали в любимом мотивирующем фильме: если очень хочется, но нельзя — значит можно.
Могут пропасть, потом появиться как ни в чем не бывало. «Друг позвал в гости, надо было уехать на неделю». Без предупреждения, не сделав то, что обещал, за что получил аванс.
Итог в том, что большинство основных инструментов работы с людьми, которые создавались веками на них не работают. А многие управленцы, видя негативный результат, не имеют возможностей, времени и желания искать другие подходы.
Среди любого поколения всегда будут умницы. Скорее всего их привлекут Сбербанк, Газпром, Yandex, Роснефть. На прорыв государству надо будет идти с оставшимися, теми, которых эйчары в курилках классифицируют, как раздолбаев, лентяев и инфантилов. В которых нормальный бизнес не видит смысла вкладываться, так как они либо ничего не хотят, либо сбегут при первой возможности туда, где будет красиво, заставляют меньше работать или на пару тысяч, больше заплатят.
Да и нужно ли это все им, все эти трудности, проделывания. Павел Корчагин — давно уже не их герой. Любая угроза их придуманному мирку, они готовы сбежать. Очереди на границах совсем недавно это доказали.
Резюме
Государство действительно много делает, вкладывает ресурсы, предоставляет возможности. Не во всем видна система, когда работа идет на каждом участке: в детском саду (да-да, многое, что связано с конкретным человеком закладывается до семи лет), школа, дом (родители), культурный досуг. Проблема в том, что во многом оно работает по старым методикам. Предполагается, что объект воздействия обладает пониманием базового мироустройства, базовых ценностей. Имеет желание и мотивацию не только воспользоваться предоставляемыми услугами, но и встроить в свою жизнь, работать, развиваться, применить на благо.
На данный момент наше общество еще не создало таких условий.
Но вот прямо сейчас у нас опять складывается уникальная ситуация. Очередной пул возможностей. В следующий период времени у нас реальная потребность в специалистах и ученых. Под нее готовы выделять ресурсы.
Правда впереди подрастает следующее поколение, еще более инфантильное.
Источники:
Много разных материалов по теме:
1. Пять способов утолить кадровый голод и привлечь молодежь в компанию. Мария Зубарева. https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1991177-5-sposobov-utolit-kadrovyi-golod-i-privlech-molodezh-v-kompaniu
2. Будущее вашего бизнеса зависит от поколения Z: как выжать из них максимум. Пупонин Сергей. https://rb.ru/opinion/z-zavisimost/
3. Средняя общеобразовательная школа поселка Берёзовый, Хабаровский край для примера: http://berschool.khv.eduru.ru
4. Нацпроект «Наука»: молодых учёных станет больше https://strategy24.ru/rf/news/budushchee-nauki-kak-v-rossii-vzrashchivayut-molodykh-uchenykh
5. Десять грантов, которые может получить ученый. Наталия Богатырева https://journal.tinkoff.ru/list/science-grants/