В кортеж американского президента Джо Байдена входит весьма внушительная свита. В его автоэскорт входит около 50 машин. Среди них бронированные внедорожники охраны и спецперсонала, карета скорой помощи, полицейские машины и мотоциклы, а также автомобили спецслужб, оснащенные системами радиоэлектронной борьбы, которые на пути кортежа глушат любые посторонние радиосигналы.
В центре кортежа находится президентский «Кадилак», который американцы называют «зверем». Бронированный монстр представляет собой настоящую крепость на колесах. Салон автомобиля полностью изолирован от внешнего мира, так что никакие газовые атаки его пассажирам не страшны. Кроме того, президентский лимузин оснащен камерами ночного видения, системами пожаротушения, кислородными баллонами, медицинским оборудованием с запасом донорской крови той же группы, что и у главы государства. В случае покушения на президента, «Зверь» может огрызнуться – на его борту находятся пушки со слезоточивым газом и по некоторым данным даже реактивные гранатометы.
«Зверь» машина не уникальная. В гараже секретной службы США есть несколько президентских лимузинов. Это абсолютно идентичные автомобили. Даже номера у них одинаковые. В составе кортежа всегда присутствуют минимум два таких «Кадилака», чтобы сбить с толку злоумышленников в случае покушения. Стоимость каждого такого лимузина около 1,5 млн долларов, но купить спецавтомобиль невозможно, так как их не продают ни за какие деньги. Все списанные автмобили президента уничтожают сотрудники спецслужб, чтобы сохранить все параметры лимузина в строжайшем секрете.
Немало секретов хранят и сотрудники российского гаража особого назначения. Они обеспечивают безопасность кортежей высших лиц государства. Гараж особого назначения или сокращенно ГОН – это одна из структур Федеральной Службы Охраны, а предшественником ГОНа можно считать Собственный его Императорского Величества гараж. Это подразделение Министерства Двора, было создано в 1907 г. Заведовать царским гаражом Николай II назначил князя Владимира Орлова, который в свое время и пристрастил Николая II к поездкам на автомобиле. Первыми марками, которые Орлов приобрел для царского гаража стали «Мерседес» и «Делано-Беллевилль». Можно сказать, что автомобили французской (ныне уже не существующей) фирмы «Делано-Беллевилль» были любимыми автомобилями русского императора, так как именно рядом с ними Николай II изображен практически на всех фотографиях вплоть до 1913 г. А уже в 1913 г. император приобрел свой первый «Роллс-Ройс».
Накануне революции 1917 г. императорский гараж насчитывал 56 люксовых автомобилей как иностранного, так и российского производства. Автопарк Николая II был крупнейшим в мире. Даже у президента США Вудро Вильсона на родине конвейерного производства автомобилей на тот момент было всего 10 машин. Все сотрудники царского гаража проходили жесткий отбор, причем проверяли не только их квалификацию, но и политическую благонадежность. Попасть туда на службу мечтали многие, ведь оклады императорских шоферов заметно превышали среднюю зарплату в Петербурге.
После революции гараж Романовых вместе со всем персоналом перешел в ведение временного правительства, а затем достался большевикам. По воспоминаниям личного шофера Ленина Степана Гиля, Владимир Ильич предпочитал французские лимузины. Кстати, один из таких автомобилей марки «Turcat-Mery» у вождя угнали средь бела дня, прямо от главного подъезда Смольного в декабре 1917 г. Большевики в угоне подозревали эсеров, однако угонщиками оказались самые обыкновенные ворюги, которые и понятия не имели чей это автомобиль.
Вскоре вождь пересел на французскую «Делано-Беллевилль», но по иронии судьбы в январе 1919 г. и эту машину у вождя угнали. В тот вечер Владимир Ильич вместе со своим водителем и охранником направлялся в Сокольники, чтобы навестить свою захворавшую супругу в больнице. Неожиданно из темноты наперерез автомобилю выскочила толпа с револьверами в руках. Степан Гиль, сидевший в тот день за рулем принял решение не останавливать и пронестись мимо них, однако Ленин все же приказал водителю притормозить и узнать у вооруженных людей, что им нужно, так как предположил, что это патруль.
Однако вооруженные люди оказались никакими не патрульными, а самыми настоящими бандитами. Они наставили револьверы на сидящих в автомобиле людей, а главарь банды Яков Кошельков лично выволок вождя за рукав пальто на улицу. Ленин попытался объяснить бандитам кто он такой и даже достал свои документы, но Кошельков, подмявший на тот момент весь криминальный мир столицы и считавший себя хозяином города даже слушать вождя не стал. Он выгреб из карманов Ильича все документы, забрал кошелек и Браунинг, а зате сел с подельниками в автомобиль и уехал. Лишь по дороге, повнимательнее взглянув на документы, Кошельков понял, что ограбил самого Ленина. Он тут же приказал остановить автомобиль и вернуться. Теперь он мечтал взять самого вождя, чтобы потребовать от большевиков за него огромный выкуп, но к тому времени Ленина уже и след простыл.
Едва придя в себя, Владимир Ильич отдал приказ принять срочные и беспощадные меры по борьбе с бандитизмом. С этих пор сладкая жизнь для бандитов закончилась. Их отлавливали и пачками ставили к стенке, однако самого Кошелькова среди них не было. Лишь в конце июля сыщикам удалось выйти на его след. Сыщики попытась задержать криминального авторитета, но тот открыл по ним огонь. В итоге в ходе перестрелки Кошельков словил пулю и погиб.
А вот любимым автомобилем Сталина был американский Packard Twelve. Бронированный лимузин вождю подарил Рузвельт. Сталин оценил подарок, особенно его пуленепробиваемую броню и решил наладить в СССР производство собственных бронемашин правительственного класса. Так появился ЗИС-115 – лимузин, построенный по уникальным на тот момент технологиям. В отличии от американского «Packard», который бронировался методом разборки и укрепления бронелистами периметра автомобиля, в СССР пошли другим путем и стали строить автомобили по принципц бронекапсулы. Иными словами, вначале строился защищенный сейф, вокруг которого уже достраивалась сама машина.
После смерти Сталина, Хрущев приостановил разработки бронированных автомобилей. Никита Сергеевич считал себя народным лидером, поэтому предпочитал кабриолеты, чтобы быть поближе к людям. Он не обращал внимания на требования охраны и мог в любой момент выйти к толпе, чтобы пообщаться, чем очень нервировал своих телохранителей.
О закрытых бронеавтомобилях вновь вспомнили в 1969 г после неудачного покушения на Брежнева. Самого генсека в правительственном ЗИЛе в момент нападения не оказалось. Те̲ррорист Виктор Ильин перепутал автомобили в кортеже, но жертвами атаки едва не стали космонавты Алексей Леонов, Андриян Николаев, Валентина Терешкова и Георгий Береговой. Они ехали в Кремль на торжественную встречу.. В результате нападения Николаев и Береговой получили легкие ранения, а вот шофер Илья Жарков погиб.
После этой трагедии сотрудники КГБ усилили охрану партии и правительства, а на заводе им. Лихачева приступили к разработке бронированного ЗИЛа. Как и у Сталинского ЗИСа, в его конструкции использовали бронекапсулу. Этот принцип бронирования впоследствии позаимствовали американцы. Они долго не могли разгадать секрет советских конструкторов и ломали голову, почему защита ЗИЛа была лучше, чем у их президентских лимузинов. Уникальные разработки достались штатовским инженерам только после развала СССР, когда в их руки попал оди из ЗИЛов. С тех пор капсульное бронирование используется для производства «Кадилаков» для лидеров США.
К слову, американский «Зверь» автомобиль довольно медленный. Шестиметровая махина, весящая как грузовик разгоняется максимум до 100 км/ч. А вот Российский «Аурус Сенат», на котором ездят высшие руководители страны защищен не хуже американского зверя, но приэтом он легче и динамичнее. «Аурус» считается самым мощным президентским автомобилем в мире. Под капотом у этого автомобиля стоит двигатель мощностью 850 л. с. Не каждый спорткар может похвастаться таким мотором.