Свидания с этими картинами не бывают простыми. После них на душе оседает тонкий слой холодной печали. Ни смахнуть, ни согреть...
Букет новых впечатлений от подобных встреч раскрывается горьковатым послевкусием отстранённости... Слово случайная встреча с кем-то бесконечно важным, но — в аэропорту, за полчаса до вашего вылета в бесконечное далеко. Когда не факт что случится свидеться снова, и от этого понимания всё между вами становится нервным, ломким и невпопад. А потом, когда до боли знакомая походка исчезает в грудах внезапно раздражающих и глупых окружающих вещей, остаётся только ругать себя и заталкивать обратно в дальний угол сердца встрепенувшуюся рефлексию...
Знаю: всё чересчур эмоционально и субъективно, но сделайте мне скидку на темперамент. Он — несносный. Я ненавижу одолжения. Терпеть не могу всё что временно, условно, с оговорками. И когда перед глазами очередная картина-«единорог», которая по окончании выставки исчезнет в той частной коллекции, из которой чудом показалась на Божий свет на недельку-другую — это выбивает из колеи. Ей бы радовать тысячи тысяч на стенах Русского музея, но куда там! Единороги — они по определению неуловимые существа. А их хозяева, презревшие законы природы, не для того их изловили, чтобы делиться ими направо и (особенно) налево.
Вот полюбуйтесь, пожалуйста, на это дивное диво. Иван Иванович Шишкин, «На окраине леса». Посыл и детали, движение и настроение чудо как хороши! А эта работа с пространством! Женская фигурка вот-вот скроется из поля зрения. Растает, затеряется среди изумрудно-золотого лесного великолепия, оставив позади всё рукотворное, а значит — несовершенное. Чувствуете это звонкое напряжение, этот неявный символизм работы, рассказывающей о детских переживаниях мастера, связанных с малой Родиной? Хотели бы видеть это полотно вживую, ощутить его фабулу ещё глубже, понять ещё больше? Риторические вопросы...
А вот ещё одна жемчужина еще одной частной коллекции. Картина Василия Григорьевича Перова «Охота на медведя зимой».
Ощущаете некоторую атипичность авторского подчерка? Это легко объяснимо: данная зарисовка с натуры создана по заказу журнала «Природа и охота» (в 1879 году). Занятный виртуальный диптих, где есть только часть «До», а всяческое «После» оставлено на откуп воображению зрителя. Она уже вернулась на стену частной коллекции. Мы делимся с Вами её изображением.
Та же история — с пейзажем Алексея Кондратьевича Саврасова «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца». Нежная, утонченная лирика. Умиротворение отходящей ко сну природы, прощание утомленного солнца с разомлевшей сельской пасторалью. Время растворилось на этих живых просторах, не желая торопить наступление ночи. Этот миг слишком красив, чтобы меняться, и потому на картине классика он будет длиться как минимум вечность. Чудесная работа, достойная внимания миллионов ценителей.
Мы с Вами знаем и любим Архипа Ивановича Куинджи как завзятого реалиста, но красота его пейзажей есть нечто из области магии и волшебства. Картина «Радуга» – очередная погоня маэстро за кварком света. Ещё одна попытка уловить природу солнечного луча кончиком меткой кисти. Поместить в окружение безупречных контрастов и продемонстрировать, наконец, всему миру. Чудесные мерцания и отблески также «входят в комплект».
Бывают ли детские переживания замешаны на монументальном жанре? Что за вопрос, ну конечно же да! Иначе мы с Вами никогда не узнали бы живописного феномена Бенуа. Тоска по Родине превратила величественную архитектуру Большого в важный, но всё-таки фоновый план для очень личного высказывания художника о том, какой ему запомнилась одна из красивых площадей. Каким впервые предстал перед его детским взглядом синтез величественной архитектуры, скрипящих полозьев, морозного неба и неумолчного гула голосов.
Трогательная и очень автобиографичная картина гениального мастера, которой не то что можно, а даже нужно любоваться вжи́ве. Увы, в рамках данной конкретной статьи можем предложить Вам лишь иллюстрацию. «Единорог» давным-давно перестроенного Большого театра, оставшийся самим собою лишь в памяти художника, вернулся в частную коллекцию. И лицезреть его аутентичный вид простому ценителю можно никак.
Приятного Вам просмотра, дорогой читатель! Автор: Лёля Городная.