Этот эпоним похож на СОБАКУ ПАВЛОВА или СЛАВУ ГЕРОСТРАТА. В том плане, что за данными словосочетаниями скрывается некий образ и сценарий, который можно применить где угодно и к чему угодно, лишь бы к месту и по времени.
Но на самом деле, ЧЕХОВСКОЕ РУЖЬЁ - драматургический принцип, который знают во всём мире. Согласно нему, каждый элемент повествования должен быть необходим, а несущественные элементы нужно удалить. По закону жанра, в истории не должно появляться элементов, обманывающих ожидания аудитории тем, что никогда не играют роль в дальнейших событиях. По крайней мере, об этом писатель Антон Павлович Чехов повторял и писал неоднократно, а коль скоро его произведения считаются в театральном мире образцом высочайшего качества, надо бы прислушаться к словам классика.
«Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать», - писал Чехов своему другу, писателю Александру Лазареву.
«Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе - не вешайте его», - говорил он драматургу Илье Гурлянду.
Но если про ЧЕХОВСКИЙ ПИСТОЛЕТ мы ничего не знаем, то про ЧЕХОВСКОЕ РУЖЬЁ, повторяю, написано в тысячах книг.
Хотя... Я вот, например, могу точно сказать, что панковский юмор предполагает как раз нарушение требований Чехова. То есть, например, если в самом начале действия три усталых путника, остановившись на привал, ставят в сторонке здоровенный клавесин, то они могут до конца представления вести долгие философские разговоры, а потом уйти под занавес, оставив зрителей в полном недоумении - а причём же тут музыкальный инструмент?!! Ну так в этом-то и вся шутка юмора! Даниил Хармс бы оценил. Но Хармс - не Чехов.
...Однажды на конкурсе "Учитель года" педагог давал урок литературы. И в самом начале занятия вытащил из портфеля и поставил на стол кирпич. Дети, затаив дыхание, ждали, в чём же тут прикол. Жюри тоже было весьма заинтриговано - как учитель использует данный предмет. Но прошли 45 минут, прозвенел звонок... а педагог за всё это время так и не прикоснулся к кирпичу, так и не упомянул его. Вообще!
Жюри дизлайкнули этого преподавателя, потому что они были воспитаны именно в духе ЧЕХОВСКОГО РУЖЬЯ. Мол, если принёс кирпич - используй его, чтобы объяснить детям тему, иначе зачем он нужен.
А я вот думаю, что тот урок дети очень хорошо запомнили. Именно благодаря тому самому кирпичу. Потому что ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК, из-за которого они, наверное, до сих пор ломают голову - какая связь была между Евгением Онегиным и кирпичом. ))
P.S. Про Чехова писать не буду, он и так известная фигура. Со школы.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!