Грустная формула, известная всем учителям...
Пришла ко мне ученица. Подтянуть основательно запущенное обществознание. И русский тоже не мешало бы... 14 лет, девочка как девочка, говорит грамотно, учиться пока ещё хочет.
- Юля, а в прошлом году вы занимались удалённо? У компьютера? И как?
- Если честно... мы вообще, можно сказать, не занимались. Учителя давали задания и принимали ответы. Мало кто спрашивал тут же, надо было посылать готовые работы, так находили в сети, списывали.
- А я занималась удалённо только с одним учеником. Смотрел в экран умнейшими глазами, потом оказалось, что включал фильм в уголке!
- Да, и у нас некоторые так делали...
И мне в который раз вспомнился рассказ, читаный ещё в школьные годы. "Какая прелестная школа!" Автор - Ллойд Биггл.
Пятидесятилетняя учительница литературы прилетела на Землю из космической провинции (с Марса), и хочет устроиться в школе на полную ставку. Её честно предупреждают: сами уйдёте, сами откажетесь. Школа - дело молодых. Но наконец предлагают ДВА часа в неделю, и уверяют, что это - и есть полная занятость!
Оказывается, дети здесь давно уже в школах не сидят, обучение - дистанционное, у экрана. А учителя оценивают по количеству просмотров его уроков.
Взялась. Ведёт литературу, как умеет, как обычно. Но количество просмотров у неё так угрожающе мало, что это грозит увольнением.
А как же другие?
Физик "показывает фокусы" - не только физические опыты, но и буквально - фокусы. Иногда объясняет, как это делается. Детям нравится, перенимают. Могут при случае развлечь компанию, но о физике - ни малейшего представления.
А молодая учительница (неважно, по какому предмету) - та вообще начинает урок со стриптиза. Снимает вещичку за вещичкой, и когда остаётся в бикини - начинается самое интересное:
Лифчик порхает, грозя слететь, а она - ловит. Всегда в последнюю долю секунды. И улыбается: "Когда - нибудь да упорхнёт. Милые дети, вы же не захотите пропустить такой момент?"
Для литераторши - ощущение краха жизни. Но вот - письмо...
Мальчуган просит продолжить изучение Шекспира. Почему ограничились лишь самыми известными пьесами?
Один ученик. Один. Но - УЧЕНИК.
Правда, потом выясняется, что заинтересовались те, для кого телевизор - единственное окно в мир. Слепая девочка, например. Фокусов она не видит - она слушает. Но это же единицы, ради которых не стоит держать учителя, проще платить этому учителю пенсию!
Сегодня рассказ выглядит наивным: как это - нет обратной связи с учеником? Она уже есть. И зачем балбесам смотреть фокусы и прочие танцы с бубнами, если на Ютубе этого полно, причём в профессиональном исполнении? Но тут уж надо сделать скидку на время написания рассказа - 50-е годы двадцатого века.
И наивностью автор явно НЕ страдал: упомянуто, что есть в этом "прекрасном новом мире" и настоящая школа - в которой передают знания из рук в руки. Для тех, кто может ПЛАТИТЬ. Остальных можно учить и ради галочки - всё равно уровень знаний обслуги не интересует общество.
Но тогда веру в прогресс было не поколебать! Конечно же, следующее поколение будет учиться не просто по телевизору, а вообще у... роботов, которые знают куда больше среднестатической "Марьванны".
А особо любознательные будут слушать лекции самых лучших профессоров на видеомагнитофоне!
И как же я мечтала о такой "школе", в которую не надо бежать затемно в любую погоду, в которой не надо сидеть часами за партой, в которой нет десятков людей вокруг, которую можно... выключить, и включить, когда удобнее. В которой ещё и учителя можно выбирать - из лучших в мире!
А теперь вот всерьёз подсчитывают, сколько можно сэкономить, если рассадить всех школьников у экранов. Ни возить детей в школу не придётся, ни лишних учителей кормить... а может, можно будет и школьные здания посдавать в аренду? Дошло до того, что воплощением ретроградства, чуть не вселенского зла, готовы объявить "сильно пожилую училку, неспособную включить компьютер".
Но есть ведь и те, кто в восторге: "Мой ребёнок мне пересказал учебник, посидев у экрана полчаса! Зачем ему школа?!"
И вполне возможно, что это правда. Вундеркиндов никто не отменял, и просто заинтересованные, пусть и не гениальные дети, ЕСТЬ. И виртуальное образование сэкономит им время и силы.
Вопрос в другом: СКОЛЬКО их - тех, кто НЕ станет сдувать ответы "с тырнета" и смотреть фильм в уголке экрана?
А вот эта цифра известна - 20%. Это те, кто учится потому, что "самому интересно".
Ещё столько же тех, кто НЕ будет учиться ни при каких обстоятельствах. Определи ты им в учителя хоть Пушкина с Эйнштейном - ему "нафиг и пофиг". Не будет. И это, увы, каждый пятый.
А остальные 60%? Большинство?
Это те, кто учится при условии, что учебный процесс ему организуют другие. Другие люди отвечают за его распорядок труда и отдыха, за организацию занятий, за содержание занятий. И контролируют. Ежедневно. И ничего обидного в этом нет - это норма для личности, ещё не взрослой.
Рассказала я об этом девочке, и подвела итог:
- К большинству принадлежим! И вы, и я. Тоже век бы не открыла некоторые учебники, если бы не стояли над душой семья и школа!
И Юля сама сделала вывод: перейти на "дистант" - это потерять БОЛЬШИНСТВО.
Размещаю анонс моей книги. Будет красоваться две недели, потом уберу: