В первой части мы расскажем о танках выпущенных в Советском Союзе.
Первым опытом советского танкостроения была машина выпущенная на Сормовском судостроительном заводе. В 1920г с конвейера сошли 15 танков "Борец за свободу тов. Ленин". Он был точной копией Renault FT-17. Поэтому называли их иногда "Русский Рено". В конструкцию танка были внесены изменения. Максимальная толщина брони корпуса 22мм, а башни 16мм. Поперечное расположение мотора, позволившее уменьшить длину танка. Модернизированный мотор и подвеска позволяли развивать скорость в 8,5 км, это немного больше чем у прототипа.
Поистине грозная машина неправда ли? Но жизнь первых танков была недолгой, заказов на производство не поступало, а разруха царившая в стране в те годы, сделала производство слишком дорогим. Но в 1927 году после кризиса всё-таки появилась необходимость обеспечения армии танками. Так появились Т-18 или МС-1. Все они были копиями созданными на базе танков Renault FT-17 и Fiat-3000. Главные нововведения были установка пулемёта 7,62 мм и усиленная силовая установка, позволившая увеличить скорость до 38-40км/ч. Сведения о боевом применении во второй мировой немногочисленны. В большей степени эти образцы применялись для обучения танковых экипажей.
Серия БТ стала основой для многих экспериментов даже для самых неожиданных, таких как установка 4 движителей. Из-за нехватки материалов выпускались версии только с пулемётами. Основным недостатком было слабое бронирование. Позже эту проблему удалось решить установкой дополнительных броне листов, с рациональным углом наклона. Танки серии БТ были задействованы во всех вооружённых конфликтах вплоть до 1945г. Даже в начале войны они составляли конкуренцию всем основным танкам используемых противниками.
В 1938 коллектив конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода работали над новым танком А-20, который по факту продолжал линейку БТ. По собственной инициативе была выпущена и гусеничная версия А-32, позволявшая увеличить вес и бронирование. Испытания танков прошли на полигоне в Кубинке, при личном присутствии Сталина. Стоит отметить что отличия этих танков были невелики и в сентябре 1939 года была представлена гусеничная версия А-32 с 76мм пушкой Л-10. образец получил обозначение Т-32. На испытаниях показал отличные результаты в бронировании, скоростных качествах и мощном вооружении. Так комитет обороны 31 марта 1940 г. постановил принять в производство эту модель и дал ей обозначение Т-34, который мы все с вами знаем.
Несмотря на катастрофическое начало войны Советское командование хоть и дорогой ценой получило опыт, и за счет технологичности быстро нарастило выпуск Т-34, чтобы покрыть потери полученные в 1941г. К 22 июня СССР располагал довольно внушительным танковым парком. Это были и многочисленные БТ и новые тяжёлые КВ и КВ-2, а также тысячи новейших Т-34. Отсутствие опыта боевых действий, не обученность экипажей, а также проблемы со снабжением не смогли остановить продвижение вермахта и большая часть танков была потеряна. В такой ситуации командующие войсками противника даже не заметили появления новых танков, которые они захватывали и уничтожали. Танк Т-34 стал поистине национальной гордостью, а также признан самым удачным за 20век. За всё время было произведено 84тыс. единиц техники. Он стоял на вооружении 23 стран мира, а в 11 служит до сих пор. Такое положение дел стало неожиданностью для немцев привыкших к лёгким победам. Высшее командование вермахта недоумевало, как почти разрушенная страна может производить столь современные и технологичные машины. Которые по боевым характеристикам так превосходят прославленные немецкие танки, Т-34 поражал с 1000м любые танки противника. Вот как о 34ах отзывался немецкий танкист в книге "Тигры в грязи" Отто Кариус:
Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки Т-34! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка? Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-миллиметровым длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас? В то время 37-миллиметровая пушка все еще была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезет, мы могли попасть в погон башни Т-34 и заклинить его. Если еще больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация! Единственный выход оставляло 88-миллиметровое зенитное орудие. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка. Поэтому мы стали с высочайшим уважением относиться к зенитчикам, которым до этого от нас доставались лишь снисходительные улыбки.
Такое положение оставалось вплоть до середины 1942 г. до того момента как в части вермахта стали поступать новые виды вооружения. Но вплоть до конца войны Т-34 было грозным оружием, ведь экипажи уже имели не малый опыт ведения боёв.
23 августа 1943 года отгремело одно из важнейших сражений второй мировой, а именно битва на Курской дуге. Более 6000 танков участвовали в этом грандиозном сражении. На протяжении этого периода Т-34 безнаказанно уничтожали противника на дальних дистанциях. Но в этот день Советским воинам пришлось столкнуться с новыми PzKpfw V «Пантера» и PzKpfw VI «Тигр». С появлением этих грозных машин Т-34 перестал иметь преимущество и командованию СССР пришлось искать новый выход. В производство запустили танк Т34-85. Основным его отличием стала пушка калибра 85мм., что позволило сравняться по огневой мощи с "Пантерой". Также оснащение новой трёхместной башней позволило добавить наводчика, что значительно разгрузило работу командира. Из воспоминаний маршала Михаила Ефимовича Катукова:
У экипажей было лишь 2 ч на ознакомление с новой машиной. Кроме того, если в 1941 г. Т-34 полностью превосходил любой танк противника, то в 1944 г. на вооружении вермахта состояли не менее грозные машины и новейшие средства противотанковой обороны. Но именно благодаря танку Т-34-85 советские войска одержали верх в битве за Берлин.
Но одними Т-34, Т-34-85, БТ нельзя было одержать победу поэтому пришлось подумать о тяжёлых танках, таких как ИС, ИС-2, КВ и КВ-2.
Первый экземпляр танка получивший название КВ (Клим Ворошилов), был произведён в 1939году на Кировском заводе в Ленинграде. В 1940г. танк претерпел некоторые изменения. Увеличение лобовой брони до 110мм, установка новой пушки ЗИС-5 калибра 76мм,а также в качестве дополнительного вооружения три станковых пулемёта которые при случае можно было использовать вне танка.
К концу января 1940 г. по результатам испытаний был принят на вооружение ещё один стальной монстр КВ-2. Основным отличием от предшественника была 152мм гаубичная пушка. Серийный выпуск продолжался до 1941г, но в связи с началом войны был остановлен. Количество изготовленных танков 334ед.
С появлением на фронте у противника новых танков "Тигр" встал вопрос о создании более грозного оружия. Такими стали танки серии ИС-1 и ИС -2(Иосиф Сталин). Вооруженные 76 и 122 мм пушками. По итогам испытаний было решено запустить в серийное производство обе модели.
Это были мощные противники с которыми стоило считаться на поле боя и "Пантерам" и "Тиграм".
А как вы считаете какой главный танк был в СССР? Пишите в комментариях.