Найти тему
Финансовый гений

Ситуация с экспортом нефтепродуктов после эмбарго будет гораздо хуже, чем с экспортом сырой нефти

С 5 декабря в полной мере вступило в силу эмбарго на российскую нефть. По моим подсчетам, в самом лучшем случае Россия сможет сохранить 70% от прежних объемов экспорта нефти, перенаправив высвободившиеся объемы на другие направления. Это совпадает с прогнозами экспертов и даже несколько превышает нынешние объемы продаж (в последние месяцы 2022 года).

Нефтяное эмбарго и потолок цен на нефть: что это значит?

Но куда хуже обстоят дела с экспортом нефтепродуктов, эмбарго на которые вступит в силу с 5 февраля (оно уже принято и утверждено в 6 пакете санкций).

Нефтепродукты занимают второе место в структуре российского экспорта после сырой нефти. Например, в 2021 году нефти было экспортировано на 110 млрд долларов, а нефтепродуктов - на 70 млрд долларов. Это 63% от экспорта нефти или 14% от всего российского экспорта.

В количественном выражении в 2021 году Россия экспортировала 144 млн тонн нефтепродуктов, из которых 82 млн тонн или 57% (!) пришлось на страны, поддержавшие эмбарго. Для сравнения, экспорт сырой нефти в страны, поддержавшие эмбарго, составлял 51% от общего экспорта.

Но нефть хотя бы частично, с большими скидками и дорогой логистикой можно перенаправить крупнейшим азиатским покупателям - в Китай и Индию. А вот куда перенаправить высвободившиеся объемы нефтепродуктов - я, если честно, вообще не знаю.

Потому что и Китай, и Индия заинтересованы в покупке сырой нефти. А нефтепродукты они сами производят из нее и продают дальше, зарабатывая на этом. В импорте нефтепродуктов обе страны не заинтересованы, они являются нетто-экспортерами (продают их больше, чем закупают). И я еще ни разу не слышал, чтобы Россия начала экспортировать нефтепродукты в этих направлениях (вот про наращивание экспорта нефти и даже газа слышно постоянно). Потому что там они просто не нужны.

А 82 млн тонн это, мягко говоря, очень немалые объемы. Каким-то небольшим странам так много тоже просто не нужно.

О каких нефтепродуктах вообще идет речь? Бензин Россия практически не экспортирует. Дизель - экспортировала около 50% производимых объемов. Но вот около 60 млн тонн (из общих 144 тонн нефтепродуктов) приходились на мазут (преимущественно) и вакуумный газойль.

Мазут - это побочный продукт, образующийся при производстве бензина, керосина и газойля. То есть, когда российские НПЗ будут заниматься нефтепереработкой, он в любом случае будет образовываться, и его нужно будет куда-то девать.

Внутреннее потребление мазута в России составляет менее 10% от полученных объемов. Все остальное Россия ранее очень недорого экспортировала на европейские НПЗ, где он далее перерабатывался. В других странах мазут особо не востребован.

После закрытия экспорта в этом направлении, возникнет проблема: куда деть десятки млн тонн мазута, которые в любом случае будут скапливаться при внутренней нефтепереработке. Еще весной Лукойл отправлял в правительство письмо, где предупреждал об опасности накопления мазута, из-за чего могут просто остановиться НПЗ.

-2

И вот, уже после 5 февраля экспорт мазута туда, куда он экспортировался ранее, будет полностью остановлен. И что потом?

В общем, в эмбарго на нефтепродукты, на мой взгляд, гораздо больше негативных последствий, чем в эмбарго на сырую нефть. По нефти можно снизить объемы добычи, что, вероятно, уже будет происходить в 2023 году. А по нефтепродуктам грядут не только потеря солидной части объемов экспорта (не менее 50-55% по данной статье, в то время как по нефти 30-40%) и доходов, но и серьезные экологические проблемы. Ведь мазут - это крайне опасный для экологии продукт.

Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!