В годы моего детства СМИ писали и говорили о людях труда, о трудовых достижениях, о промышленных гигантах – Магнитогорский металлургический комбинат, Сталинградский тракторный завод, Волжский автозавод и др. Промышленные предприятия в стране множились, возведение их часто объявлялось всесоюзной комсомольской стройкой, об этом тоже знала вся страна. Было четкое понимание, что люди вокруг работают, и трудовая деятельность – основа существования как твоего личного, так и государства в целом. Времена сменились. В средствах массовой информации не принято говорить о нашей промышленности, если только в негативном ключе. И, если мы что и слышим про наши предприятия – это то, что они закрылись, или находятся на грани банкротства, или хотя бы сократили объем производства. Создается впечатление, что и производства-то у нас не осталось, и предприятия все остановлены, и трудовая деятельность людей прекращена. Остались только, медицина, образование и сфера обслуживания. Так ли это?
В Мурманске мне показали транспортного гиганта - порт Мурманск (это, конечно, не промышленный гигант, но ведь транспорт без промышленности не существует). Живу я в очень сухопутном районе, про морские порты, конечно же слышала и даже видела работу грузового порта в Туапсе. Да, там круглые сутки идет работа, слышно, особенно ночью, как работают подъемные краны, но в масштабах это несравнимо с Мурманском.
И даже фраза «Мурманский порт занимает четвёртое место по России по объёму перерабатываемых грузов и второе по величине на северо-западе Российской Федерации (после порта в Санкт-Петербурге)» не описывает всех масштабов явления. Приведу пример для земляков. Представьте себе аэропорт Кольцово (г. Екатеринбург) со всеми его взлетно-посадочными полосами, зданиями и техническими сооружениями. Вот это по масштабам будет один терминал Мурманского порта. Теперь умножаете получившиеся размеры на 6 и получаете представление о масштабах Мурманского морского торгового порта. Почему на 6?
Потому что в порту 6 терминалов: торговый порт, рыбный порт, балкерный терминал (для перегрузки минеральных удобрений), терминал Роснефти и даже отдельный терминал Норникеля и др. Это 111 причалов и более 13 км длины причального фронта! Прибавьте сюда многочисленные железнодорожные пути с транспортными составами, протянувшиеся вдоль побережья – ну может быть тогда вы приблизитесь к пониманию размеров этого транспортного монстра, играющего ключевую роль в освоении и развитии Арктики. Весь этот гигантский транспортный комбинат работает круглогодично и чувствуется здесь энергия, движение и работа.