За последние десятилетия число кесаревых сечений (КС) резко возросло, и данные из 154 стран, охватывающих годы с 2010 по 2018 год, оценивают, что примерно 21,1% женщин рожали КС во всем мире, с диапазоном от 5% (например в Африке) и в среднем 42,8% в Латинской Америке.
В предыдущих исследованиях были получены данные, что истомцеле (дефект размером 1-2 мм, видимый в виде гипоэхогенного третгольника в передней стенки миометрия на месте послеоперационного рубца по УЗИ ОМТ- прим. ред.), может ухудшать рецептивность эндометрия в программах ЭКО. Также у пациентов с рубцом на матке может наблюдаться наличие внутриполостной жидкости, которая может иметь слизистый, кровянистый или гнойный характер и также возможно снижает частоту клинической беременности и живорождения при эмбриотрансфере.
Цель исследования. Последние годы ВРТ характеризуются отчетливым переходом от переносов в ‘свежем’ цикле к криопереносам в силу различных причин. Поэтому целью данного ретроспективного анализа была оценка влияния предыдущего КС на вероятность клинической беременности и живорождения в цикле криопереноса, когда анеуплоидия эмбриона была исключена путем преимплантационного генетического тестирования (ПГТ-А), а также наличие внутриполостной жидкости после КС во время подготовки к криопереносу в качестве возможных причин неудачи имплантации.
Методы исследования. Пациентки в исследовании проходили стимуляцию яичников с использованием стандартизированных протоколов - либо рекомбинантным ФСГ (рекомбинантный фолликулостимулирующий гормон), либо чМГ (человеческий менопаузальный гонадотропин).
Количество эмбрионов на перенос (один или два) обосновывалось толщиной миометрия, качеством эмбрионов, индивидуальными особенностями и предпочтениями пациентов.
Беременность подтверждалась через 10 дней после переноса эмбрионов при уровне ХГЧ≥15 МЕ/мл. Перед переносом были исключены анеуплоидии с помощью ПГТ-А.
Результаты
В общей сложности было выполнено 412 эуплоидных циклов переноса эмбрионов у 342 пациентов. Среди всех пациентов в исследовании 175 (42,48%) имели по крайней мере одно предыдущее КС.
Тест на беременность был положительным у 75% (309 пациенток), клиническая беременность наблюдалась у 69,42% (286 пациенток), а у 60,19% (248) пациенток был достигнуто живорождение.
Сравнение пациенток с/без предшествующего КС выявило различия в режиме подготовки эндометрия с большим количеством протоколов естественных циклов, более высокой частотой попадания слизи на катетер при эмбриотрансферах и большее количество переносов. Данный ретроспективный анализ не продемонстрировал негативного влияния предыдущего КС на клиническую беременность и частоту живорождения, при криопереносе эуплоидного эмбриона после исключения наличия внутриполостной жидкости, что соответствует данным предыдущих исследований.
Вывод
Предыдущее КС изменяет анатомию матки и может привести к формированию так называемому «истмоцеле». Пациентки с истмоцеле подвергаются 40% риску возникновения внутриполостной жидкости во время стимуляции яичников, что может повлиять на шансы на беременность в цикле с переносом эмбрионов. Процесс «прикрепления» эмбриона к поверхности эндометрия имеет решающее значение для имплантации, и этот процесс потенциально может быть серьезно нарушен при наличии внутриполостной жидкости. По видимому данная жидкость также обладает эмбриотоксическими свойствами, что дополнительно снижает успешность программ ЭКО. В предыдущем многоцентровом анализе наличие слизи на катетере при переносе выявило значительное негативное влияние на клиническую беременность и частоту живорождения.
Изменение анатомии матки как долгосрочное следствие КС может усложнить процедуру переноса эмбрионов. Все сложности могут быть преодолены, когда процедура выполняется осторожно и щадяще под ультразвуковым контролем. Однако влияние внутриполостной жидкости на перенос эуплоидных эмбрионов прошедших ПГТ-А стоит еще выяснять.