А главное — как их заказчики терпели такое? Зачем платили? Почему не уничтожили эти, с позволения сказать, портреты? Посмотрите, тут восемь примеров — поймете мое недоумение.
Перед нами инфанта Маргарита Мария Тереза (1651-1673), будущая 30-я императрица Священной Римской империи, в возрасте девяти лет. Портрет, мне кажется, писан с натуры. Автор — некий безымянный художник круга Веласкеса.
За какие грехи он вот так представил нам эту девочку, не очень здоровую, как все Габсбурги?
Ведь тот же Диего Веласкес показал, каким должен быть придворный портрет — на том же материале.
Вот Маргарита восьми лет, весьма мила. Между прочим, это последняя законченная работа великого испанца.
И та же Маргарита просто прелестна в центре знаменитых «Менин» Веласкеса.
Большие живописцы хорошо справлялись с непростой натурой. Скажем, Карл I (1600-1649) имел рост 163 см и весьма стыдился этого.
Но своим портретом кисти Антониса ван Дейка король Англии остался доволен.
Мне, как пиарщику, тут все понятно. А для чего еще рисовать портрет? Подчеркнуть достоинства, остаться в вечности. Загадкой как раз являются дурные портреты.
Ну вот как этот, например: королева Швеции Ульрика Элеонора.
Я даже отдельную историю о нем писал. Почему эта картина так и утвердилась в королевском дворце, а теперь красуется в Национальном музее? Это какая-то высшая форма королевской надменности? Или просто художник был мил и жаль было обижать хорошего человека — ладно уж, сохранили?
Речь ведь не только о 17-18 веках, халтура процветала во все времена. Вот портрет древнеримской семьи в модной 1700 лет назад технике «хрисографии» (буквально — «письмо золотом»).
Изображение наносили на стекло сусальным золотом и прикрывали сверху вторым стеклом, сплавляя их. Звучит красиво, но я уверен, что заказчик все же рассчитывал получить что-то вроде такого.
Чтобы потом можно было любоваться на него, как на лицо этой неизвестной девушки из Александрии, например.
У меня есть только одно объяснение портрету римской пары: исполнитель взял плату вперед. А потом неудачный медальон (но все же дорогой, и деньги потрачены) даже использовали в церемонии похорон и оставили в гробнице супругов.
Я, как пиарщик, тоже бывал на таких мероприятиях — когда всем немного неловко, но нужно держать лицо.
И знаменитые фаюмские портреты ведь — бывают не только такие.
Но и вот такие.
А над этой камеей хочется просто всплакнуть. Это, между прочим, портрет женщины.
А вот это — вообще какая-то византийская императрица. Неизвестно, правда, какая.
Или, может быть, заказчиков обманывало то же чувство собственного величия, которое иногда посещает современного взрослого человека в его собственной ванной? «А я еще вполне ничего», — самодовольно щурится он в в зеркало.
И его воображение искажает реальную картину, добавляя нужные детали и убирая ненужные.
Просто из чувства самосохранения.