Совместное внимание – это важный навык в развитии ребенка.
В будущем, совместное внимание влияет на развитие навыков к символическому мышлению, речи, а так же общим социально-познавательным процессам.
Совместное внимание, это возможность ребенка разделять фокус внимания между объектом и человеком.
Например, если ребенок с особым взглядом на мир заинтересован в какой-то теме, такой как машинки, животные и т.д., то ему сложно разделить фокус внимания между объектом его заинтересованности и человеком, когда нейротипично развивающийся ребенок способен поделиться каким-то событием или предметом со значимым взрослым.
Представьте ситуацию, ребенок сидит с мамой в комнате, а за окном раздался резкий рев машины, ребенок озадачено посмотрит в сторону окна и после заинтересовано обернется в сторону мамы, показывая взглядом удивление и словно спрашивая – что это было?
Как научить ребенка совместному вниманию?
Для развития совместного внимания ребенок должен обладать навыками саморегуляции (я спокоен и внимателен), быть включенным, иметь способность социальному решению проблем. Это одна из первых задач, над которыми работает флортайм. И это еще раз доказывает, почему важно работать в первую очередь над первыми тремя ступенями эмоционально-функциональных ступенях развития.
Так же, совместное внимание – это про жестовую коммуникацию, совместный взгляд, вокализации ребенка, которые важно развивать и поддерживать во время совместного взаимодействия, если ребенок вокализирует.
Важно понимать, что все эти навыки начинают развиваться у детей до первых слов. И в тот момент, когда этот клубок навыков собран воедино появляется довербальный навык общения, который является основой для сложного взаимодействия и влияет на правильное развитие речи.