Найти тему
Миллиард Татар

Кто напишет новую «Историю Казани»? Краеведы исследуют спальные районы и смотрят на историю татар женским взглядом

В Национальной библиотеке Республики Татарстан в ходе 10-го зимнего книжного фестиваля «Смены» состоялась дискуссия под модераторством краеведа Марка Шишкина на тему: «Новое краеведение: смыслы и конфликты». Корреспондент «Миллиард.Татар» побывал на мероприятии.

Откуда пошло казанское краеведение?

По мнению историка и краеведа Марка Шишкина, краеведение всегда использует средства, современные для той или иной эпохи. Начало казанского краеведения он относит к началу казанской прессы, когда в 1811 году начала выходить газета «Казанские известия». Именно там Карл Фукс начал писать заметки о быте татар, выходили истории местных городов и отдельных районов Казани.


Фото: из открытых источников vk.com
Фото: из открытых источников vk.com

Уже в XIX веке казанские краеведы не боялись выходить за границы парадных улиц города. Достаточно сложно представить, но когда-то такие районы современного центра Казани, как Суконная или Архангельская слободы, являлись периферией города, куда вряд ли бы кто-то пошёл с экскурсией. Но, например, известный краевед Николай Яковлевич Агафонов красиво и подробно писал о быте и обычаях жителей Суконной слободы. И сегодня благодаря трудам Агафонова мы можем взглянуть на привычные нам улицы центра под совершенно другим углом.

Тогда же с формированием современной татарской нации начинается всплеск интереса к своей истории у татар, и этот интерес всегда включал локальные, краеведческие сюжеты.

Горки, Азино, Советский и Ново-Савиновский районы тоже нужно изучать

Сейчас границы современной Казани постоянно расширяются: строятся новые дома, образуются новые улицы. В 1917 году граница города проходила в районе Арского кладбища, а территория современного района Азино было чистым полем. В середине прошлого века граница города проходила в районе современной улицы Компрессорная. Практически каждый район нашего города имеет историю и свои особенности. 

На специфике изучения новых районов обратил своё внимание историк Марат Сафаров, который сконцентрировался на исследованиях городских районов периода СССР. Такие районы нашего города, как Горки, Азино, Советский и Ново-Савиновский имеют свою интересную историю. Многие казанцы не знают о том, что в районе Старых Горок раньше находился первый городской аэродром, точное местоположение которого сейчас нельзя отследить из-за практически отсутствующих фотоснимков.

История новых районов неразрывно связана с историей старых районов Казани, на что обратил своё внимание Марк Шишкин, вспомнив, что в микрорайоне Азино получали квартиры жители Суконной слободы и других мест исторического центра. Жители разных районов города перемешались между собой, привнеся в новое место элементы своей старой идентичности: «Любое новое пытается укорениться через старое». Такими словами данный феномен обозначила культуролог Энже Дусаева.


Фото: из открытых источников vk.com
Фото: из открытых источников vk.com

Куратор градозащитных проектов Марья Леонтьева проиллюстрировала подобную связь примером района «Полукамушки» в Зеленодольске. Сначала, когда старые дома предназначались к сносу, многим жителям было безразлично их будущее, потому что они не вписывались в облик современного города. Изучение и объяснение ценности «Полукамушек» краеведами и активистами сделало это место ценным в глазах местных жителей.

Школьные музеи и ДК как центры краеведения «спальных районов»

Достаточно интересным является процесс формирования районов, которые появились относительно недавно. В данном случае можно вспомнить историю Ново-Савиновского района, название которому дало старинное село Савиново с мельницей на реке Казанке, или современный район Куюки, где также раньше находился населённый пункт со своей богатой истории. Новые районы, по словам Эндже Дусаевой, могут формировать свою историю и идентичность через историю прежних населённых пунктов.

Плохо исследовано, кто из известных людей жил в многоэтажных районах. Кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов обратил внимание, что в каждом доме если и не жила знаменитость, то, по крайней мере, есть интересные люди со своей уникальной биографией: учёные, политики, деятели культуры и искусства. Жители Казани хорошо знают, где жили в центре города Ленин, Габдулла Тукай, Муса Джалиль, но почему не популяризировать места жительства известных людей в новых районах? Про каждого такого человека можно рассказать интересную историю о том, как он добился успеха. И это станет частью истории района. Двигателями систематизации, изучения и популяризации истории Горок, Кварталов или Дербышек, по мнению Файзрахманова, призваны стать школьные музеи и дома культуры.

История района через историю людей и семей

Что делать с историей городов, которые были построены относительно недавно? На этот вопрос ответила участница проекта «URBANTATAR» архитектор Зульфия Илькаева. По её мнению, одна из проблем Набережных Челнов заключается в том, что жители считают, что у них нет городской истории, но это неправда. Многие районы города формировались вокруг предприятий, и вот этот процесс тоже заслуживает внимания. В рамках дискуссии Зульфия Илькаева рассказал о проекте «URBANTATAR» в районе Набережных Челнов ЗЯБ, который получил название от Завода ячеистых бетонов. Из-за банкротства заводу угрожал снос, но участники проекта Зульфии решили собрать различные истории этого района и рассказать про его особенности, посредством выставки. По словам Илькаевой, многие люди не считают дом, где они живут, чем-то историческим, однако данное утверждение неверно. Дети, выросшие в этих домах, будут выстраивать уже свою собственную идентичность с места, где жили их родители или родственники.


Проект-исследование «ЗЯБ». Фото: из открытых источников vk.com
Проект-исследование «ЗЯБ». Фото: из открытых источников vk.com

Женский взгляд на историю татар

Историю места можно подавать под совершенно разными углами во время городских экскурсий. Одни и те же дома заключают в себе разные элементы единой истории. Подобное переосмысление привычных культурных объектов предлагает проект «Мир татарской женщины». Энже Дусаева рассказала, что, когда люди ходят по татарской слободе, они встречают лишь мужские имена: но где имена женщин? Через женский взгляд мы можем изучать историю татар и Казани под совершенно другим углом.

Возможность краеведения изучать объект с разных сторон отметил Марк Шишкин, сказав, что подобный метод можно применить даже к улице Баумана, исхоженной миллионами туристов. Например, рассказывать людям об истории татар, владевших на этой улице домами и магазинами. Таким образом, получается новое направление в краеведческих исследования – «История казанских татар за пределами Татарских слобод».

Айрат Файзрахманов напомнил, что подобный формат уже вызывает интерес у татарской молодёжи, которая хочет лучше знать историю своего народа.

Документы против мифов

В сельской местности, как и в городе, многие жители довольно приблизительно представляют свою историю, на что обратил внимание краевед-исследователь Артур Тумаков. Людям куда интереснее изучать историю своей семьи и рассказывать легенды, чем по документам исследовать историю родного села. В деревнях есть краеведы, однако данное знание очень часто базируется на местных преданиях. Если начать поднимать источники в архиве, то оказывается, что история населённого пункта складывалась не так, как представляют себе местные жители: «До 50% информации, которую рассказывают местные жители, может не подтвердиться». 

Зачастую история села базируется вокруг какого-то одного памятного события или нескольких легендарных историй. Однако история, написанная по документам, может быть интереснее мифов. По мнению Артура Тумакова, задача краеведа в данном случае заключается в том, чтобы: «Дать информацию без личного восприятия».


Фото: из открытых источников vk.com
Фото: из открытых источников vk.com

Краеведы, по словам Марка Шишкина, любят «уничтожать мифы», искать неточности и устранять ошибки предшественников.  Но мифы тоже можно изучать и систематизировать, только это немного другой жанр.

Как транслировать знания? Википедия, краеведческие экскурсии или книги.

Финальную часть дискуссии краеведы посвятили обсуждению современных способов донесения краеведческого знания до аудитории.

Исследователь казанских «спальных районов» Марат Сафаров рассказал о возможностях Википедии, благодаря которой интересующийся человек может найти нужные знания за несколько кликов, а эксперты могут исправлять ошибки и постоянно дополнять общедоступные сведения. Краевед Илья Евлампиев предположил, что в будущем краеведение будет связано с технологиями Big Data, и привел в качестве примера портал pastvu.com, где можно увидеть фотографии с привязкой к карте и году съемки. 

От Википедии дискуссия перешла к классическому книжному формату. Участники обратили внимание на то, что после двухтомника 1988 и 1991 годов систематической истории Казани с древнейших времен до современности больше не выходило. Айрат Файзрахманов предложил для создания такой истории использовать опыт написания семитомной «Истории татар». Артур Тумаков уточнил, что важно, чтобы доступ к написанию такой истории имели не только историки из академических структур, но и краеведы-исследователи.


Фото: из открытых источников vk.com
Фото: из открытых источников vk.com

Большим откликом аудитории пользовался разговор об экскурсиях, как способах донесения знаний о городе. Что полезнее: классическая экскурсия с экскурсоводом или прогулка с краеведом? — на этот вопрос нет единого ответа. «Чтобы показать Казань родственникам из другого города, я бы обратилась к экскурсоводу, но сама бы пошла на подробную краеведческую прогулку» — высказалась одна из представительниц аудитории.

«Чем отличается работа краеведа? Свободой. Краевед ищет то, что он хочет, что ему интересно» – резюмировал дискуссию один из мэтров казанского краеведения Сергей Павлович Саначин.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/kto-napiset-novuyu-istoriyu-kazani-kraevedy-issleduyut-spalnye-raiony-i-smotryat-na-istoriyu-tatar-zenskim-vzglyadom-2587