Эту фразу я услышала, когда под эфир кофе варила. И сразу повернулась к экрану. В "Международном обозрении" у Федора Лукьянова сербский историк высказал свое отношение к тому, что происходит в зоне эскалации на Балканах. И объяснил, почему сейчас стоит проявить терпение.
- Мы не должны забывать, что это столкновение не только с косовскими албанцами, а с НАТО, которое там присутствует. И они уже сказали, что вмешаются, если Сербия защитит свой народ в Косово и Метохии без их позволения. Сейчас было бы лучше, если бы страсти утихли. Сербия уже дважды воевала с НАТО - в 1994-1995 и в 1999-м. Сейчас у нас нет ресурса вступать в противостояние с НАТО, поэтому лучшим решением было бы мирное решение.
Ресурса, действительно, нет. Он не Шарий. Как умный и сведущий человек, не стал расшифровывать, а поднял цену решения на такую высоту, о которой я, например, никогда не задумывалась.
Вот эта фраза:
- ВОПРОС О КОСОВО И МЕТОХИИ ДЛЯ ЕВРОПЫ ЭТО КАК ИЕРУСАЛИМ ДЛЯ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. Здесь не может быть легких и быстрых решений. Так было в прошлом, так и будет. Это вопрос поколений. Сейчас нет возможности добиться справедливого решения там, где дислоцировано НАТО, поэтому сербы должны проявить терпение. И ждать, пока появится возможность. Вопрос о Косово и Метохии существует с XV ВЕКА. Его не смогли решить ни Османская империя, ни Австро-Венгрия, ни королевство Сербия, ни фашисты и нацисты во время Второй мировой, ни Тито, ни Милошевич. Ни Клинтон. Никто. Его и сейчас не решат. Это вопрос о европейском Иерусалиме.
И я подумала - НАТО это США. А что такое для американцев история, глубина веков, храмы, древние могилы, народная душа, которой дышит каждый камень, хоть и не выглядит живым?
Да ничего. У них же и истории-то толком нет. Мне их названия и постройки всегда напоминали какую-то невнятную тоску об Англии, Ирландии... Новоделы, копии - пальцем ткни, рассыпятся, словно склеены из папье-маше. Что им дорого, ну, дороже зеленой бумажки я так и не поняла.
И когда где-то кто-кто крушит историю, и душу народную - почему это должно трогать американцев и становиться предметом разбирательств на главных трибунах представителей мирового сообщества? Это же с их подачи и с участием к тому же происходит. Да и далеко от их бродвеев.
Какое им дело до всех до нас?..
- Но лучше быть европейским Иерусалимом, чем европейским Константинополем, - продолжал Александр Ракович. - Греки потеряли Константинополь, но мы не собираемся терять Косово и Метохию. Будем за них сражаться. Сейчас главное - не утратить самообладания и сохранить сербское население Косова и Метохии, а там живет порядка 200 тысяч сербов. Когда изменится мировая ситуация - настанет момент, чтобы решить косовский вопрос по справедливости. А это значит - никакой независимости для Косова. Автономный статус внутри Сербии. Ну и, конечно, Республика Сербская, ныне часть Боснии и Черногории, должна быть в одном государстве с Сербией.
- Если Германия имела право объединиться, почему такого права нет у Сербии и Республики Сербской? Черногорию в такой логике можно сравнивать с Австрией, но на самом деле сербская идентичность там возвращается. 20 лет назад казалось, что сербы потерпели поражение. Но это не так, мы продолжаем борьбу за воссоединение. Я не имею в виду военное решение. Сербия сейчас сильнее в экономическом, политическом, дипломатическом и культурном плане. Нас поддерживают очень важные страны. Россия, Китай, БРИКС. В наступающем международном порядке албанцы будут слабее сербов...
О, тут он меня за живое задел! Нынешние представители Албании в ООН - мои фавориты. Американцы их всегда выпускают перед собой - и на разогреве те отлично работают. Зачитывают пламенные заготовки, не отрываясь от монитора, потом пугливо подглядывают в сторону патронов и шумно выдыхают...
Апофеоз выступления Ферита Ходжи в одной из дискуссий с нашим Небензей: "Ничто не может быть более искусственным, чем сравнение международных усилий по окончанию конфликта, защите мирных граждан и установлению мирного процесса (как это было с Косово) с чистой агрессией и липовыми референдумами, которые были разработаны в Москве и проводились на Украине".
Александр Ракович:
- Я хочу обратить внимание наших мусульманских друзей в России на важное обстоятельство - в Косово и Метохии нет проблемы албанцев или мусульман. Есть проблема радикального национализма, сепаратизма и американского национализма. ... Имперский подход Запада - прочертить как можно больше границ на территориях, где живут сербы и их братские народы. Но территории, где живут сербы, должны стать одной общностью - не этнической, а политической и культурной.
Федор сказал, что Запад ему бы ответил - есть прекрасная возможность стереть границы. Участвовать в евроинтеграции всех Балкан.
- Но они нас не хотят. (Эту фразу я не знаю, как трактовать. Может быть, неточный перевод). Для них мы, Сербия, Республика Сербская, Герцеговина, Черногория, Македония - часть Византийской цивилизации. И это правда. Есть православные, есть мусульмане, но мы видим, как в России эти религии прекрасно взаимодействуют. Ценности православных и мусульман намного ближе, чем ценности православных и западных христиан. Знаменитый греческий богослов Георгий Металлинос хорошо сформулировал разницу между западным и восточным христианством:
ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО ЖЕРТВУЕТ ДРУГИМИ РАДИ СЕБЯ, А ВОСТОЧНОЕ - СОБОЙ РАДИ ДРУГИХ
- Мусульманская установка в этом похожа на православную.
Федор Лукьянов тут же сказал Раковичу, что многие с ним не согласятся, вспомнив, например, судьбу православия в Османской империи. "Но мы выжили во время Османского ига, - парировал историк. - Мы сохранились. В отличие от примеров, когда греки или сербы оказывались в католической атмосфере, где они просто исчезали как самостоятельная общность, теряли идентичность. Сербия никогда не войдет в НАТО. Республика Сербская заблокирует вступление в НАТО Боснии и Герцеговины. Нас не столкнут и не втянут в НАТО, потому что Сербия решительно против альянса".
Его бы устами да мед пить, подумала я. И еще - а много ли сербов разделяют позицию Раковича?
- Когда Россия победит в специальной военной операции, - продолжил историк, - и мир станет лучше, нас вспомнят, как тех, кто первыми вступил в поединок против нового западного империализма в 1991 году. И мы тогда проявили больше мужества, чем жители СССР, которые согласились с исчезновением своей страны.
Тут не поспоришь, подумала я. Не о них. А о нас.
- Мы боролись и за сохранение своей страны, и за единство нашей церкви.
Мне показалось, что в глазах Федора мелькнул скепсис. И когда историк вышел из эфира, он сказал: "Вот так боевито настроен Александр Ракович, да и не он один в Сербии. Со многим ЛЕГКО поспорить. Но это в другой раз. Пока же согласимся с главным. Конфликт долгий, корни тянутся далеко в прошлое, а побеги - далеко в будущее".
Красиво. Но мало что объясняет.
С чем собирался легко поспорить Федор Лукьянов? Наверное, он больше знает. А я вот спорить пока не готова.