Вчера я во второй раз смахнула слезу при выпуске группы переподготовленных кадров...
В сентябре этого года я в качестве преподавателя попала в проект Центра занятости по переподготовке кадров. Меня пригласил Университет Синергия на роль преподавателя курса "Маркетинг, реклама и связи с общественностью".
Из материалов был только список тем, которые нужно было пройти, с разбивкой на часы, которые этим самым темам нужно было посвятить. Понятно, что часы были примерными. А вот темы... Темы оказались глобальными: Основы маркетинга. Продвижение и план коммуникаций, Информационные технологии в маркетинге, Маркетинговые исследования, Стратегический маркетинг, Основы связей с общественностью, Интернет-маркетинг, Разработка маркетинговых кампаний, Разработка рекламных кампаний...
И на всё про всё 250 часов. Полтора месяца! Полтора месяца, Карл!!!!
Вызов? Вызов! Люблю я вызовы? Я люблю вызовы!
Потому я не просто вызвалась, а решила для себя, что я сделаю программу как я её вижу. И сделала!
Я разработала курс, в котором помимо концентрированной теоретической части (времени мало, да) появилась мощнейшая практическая составляющая. Большинство практических занятий - ролевые игры. Мы исследовали, оценивали, креативили, строили, планировали, даже немножко снимали.
Ещё мне очень повезло, что за 19 лет работы в рекламе и маркетинге мне посчастливилось поработать с большими и не очень клиентами, которые дали мне материал для кейсов и примеров. Теория сама по себе суха, а когда к ней есть примеры из жизни, а не из зарубежного опыта 50-летней давности, о это и слушается лучше, и в голову ложится органичнее.
Вы скажете, что невозможно сделать из человека с нуля специалиста по маркетингу за полтора месяца. Я отвечу, что вы правы и неправы одновременно. Невозможно в аудитории дать человеку опыт работы маркетологом, но его можно научить ориентироваться в пространстве. Сделать так, чтобы незнакомые слова и задания не вводили его в ступор. Сделать так, чтобы мозг начал работать по-другому, чтобы произошла переоценка ценностей.
Крайне сложно отдать все знания за 6-7 недель, но, и я теперь это знаю, можно запустить в человеке, желающем обучиться, программу, которая направит его к знаниям и переформатирует.
Первая моя группа на последнем занятии, за день до экзамена, хором сказала мне, что они поняли, что маркетинг - это круто. Вторая группа на самом первом занятии после практики сказала: "У нас в такой форме будет обучение? Ух ты! Это круто!"
Ещё очень важный момент, который проявился и в первой, и во второй группе: случился коллектив! И там, и там слушатели сдружились. И это очень интересно наблюдать со стороны: приходят незнакомые люди, изучают друг друга, а потом после первого же практического задания они уже не прежние. А концу обучения уже все родные, уже вместе тусят и не хотят расставаться. Нет, семьи не складывались пока, но дружба случилась, и это прямо очень ценно.
Что умеют мои выпускники?
- Они понимают, что от них могут хотеть
- Они умеют исследовать товары, услуги, конкурентов, рынок, цены
- Они умеют оценивать компании через SWOT
- Умеют проводить фокус-группы и глубинные интервью
- Умеют искать инсайты и креативить
- Умеют разрабатывать рекламные кампании
- Умеют выбирать правильные инструменты продвижения
- Знают современные способы продвижения (да, мы и сайты научились разрабатывать, и рекламу настраивать)
- Очень хотят работать в рекламе и маркетинге.
Я реально горжусь результатом и тем, что смогла не просто прочитать курс, но и влюбить слушателей в профессию. Точно, абсолютно точно, никто из них не считает теперь маркетинг ненужным, а маркетологов - затратной частью компании.
Очень хочу, чтобы у ребят теперь получилось найти работу. Они крутые, и я рада, что некоторым из них помогла раскрыться и понять это.
Минусы? Конечно, они были. Куда же без них? Главный минус - это сжатые сроки. Второй минус - консультанты в центре занятости зачем-то расстраивают ребят заранее, сообщая им, что "ну, пожалуй, помощником ассистента вас после этого возьмут". Третий минус - обучить то обучают, а вот с трудоустройством, как я понимаю, не особо после этого помогают. Если не сказать, что не помогают вообще...
Хочется, чтобы полученные дипломы не легли на полку в стопке других ненужных документов. Хочется, чтобы они помогли в дальнейшей жизни. Чтобы не только круто проведённое со мной время тало бы результатом обучения, но и новая работа, так нужная моим студентам...
Дедушка Мороз, если ты меня читаешь - принеси моим студентам хорошую работу в Новом году!