XIX век можно смело назвать периодом расцвета народных промыслов России. Это период, когда кустарное производство вставало на промышленные рельсы. А те ремёсла, где сохранялся ручной труд, находили новые рынки сбыта как внутри страны, так и за её пределами.
Нижегородская область в этом плане славилась своими мастерами по дереву. Городецкая роспись и Хохлома, в основе которых также лежат деревянные изделия, тоже родом из этих краёв.
Вот и мастера из местного села Полховский Майдан не отставали от своих соотечественников.
✔️ История развития Полховско-майданской росписи
Первоначально в селе занимались исключительно производством токарных изделий и продавали их на ярмарках в “голом” виде, то есть без какой-либо росписи. Среди работ мастеров были:
- Кубки.
- Грибы.
- Солонки.
- Матрёшки.
- Подставки.
- Пасхальные яйца.
Наличие последних в ассортименте обусловлено близостью села к знаменитому Дивеевскому монастырю.
Работы местных мастеров хорошо продавались и без декоративной росписи. Деревянную посуду тогда использовали по прямому назначению и её достаточно было покрыть льняным маслом, чтобы из тарелок и кубков можно было есть и пить.
Непосредственно к росписи своих изделий мастера приступили уже в 1920-е годы. Это было обусловлено падением спроса на Полховско-майданскую продукцию, а также изменившимися условиями труда.
В то время молодая Советская власть активно занималась организацией колхозов и борьбой с частным производством. Мастеров-токарей стали загонять в колхозы и отказывались принимать их изделия на реализацию, дабы не давать развития “частному предпринимательству”.
Чтобы обойти ограничения нового режима и всё же продолжить работу, Полховско-майданские мастера объединяются в артель “Красная заря”. Это позволяет им легально продолжить своё дело. Такому подходу способствуют и сами Советы – в 1920-1930-ых годах они активно поддерживают развитие народных промыслов.
Но просто производить деревянные “болванки” уже не выгодно. Потому мастера сначала добавляют к готовым изделиям украшения из выжженных контурных рисунков, а позже выжигание сменяют более простой в использовании наводной тушью.
Одновременно с этим на изделиях ремесленников появляются и цветные рисунки.
✔️ Особенности Полховско-майданской росписи
Тогда же, в первой половине XX века, оформились и основные мотивы росписи:
- «Цветы с наводкой» — цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром.
- «Цветы без наводки» — свободный рисунок без предварительного контура.
- «Под масло» — роспись красками по глухому цветному фону.
- «Пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.
В мотивах росписи преобладают птицы, животные и цветы.
✔️ Полховско-майданская роспись: наши дни
В 1960 году артель преобразуется в Полх-Майданскую фабрику игрушек, основными изделиями которой, как вы уже догадались, стали деревянные игрушки и сувениры.
В 1972 году на базе фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись». Для работы на нём приглашаются профессиональные художники.
Параллельно с ними продолжают работать и семейные предприятия, где мужчины отвечают за производство токарных изделий, а женщины за их декорирование.
И у последних готовые работы получаются интереснее, так как на семейных предприятиях мастера не ограничены строгими инструкциями, творят свободнее и имеют больше простора для экспериментов.
С 1980-ых в промысле набирает популярность цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону.
✔️ Заключение
Ремесло в Полховском Майдане существует и по сей день. Оно не стоит на месте и постоянно развивается, внося в рисунки всё новые черты и мотивы.
Интересно, что даже в местных школах мальчиков учат вытачивать заготовки из дерева, а девочек наносить на них традиционные рисунки. Так что для местных жителей Полховско-Майданская роспись – это в полном смысле слова дело всей жизни.
Давайте развивать наши уникальные российские народные промыслы.
💜 Заходите в наш магазинчик перед новым годом, чтобы купить домотканые коврики ручной работы по Новогодней акции.