Найти в Дзене
Фиолетовый сон

Как иногда сложные времена помогают поднять голову и идти вперед. Самый известный во всем мире промысел: Полховско-майданская роспись.

Оглавление

XIX век можно смело назвать периодом расцвета народных промыслов России. Это период, когда кустарное производство вставало на промышленные рельсы. А те ремёсла, где сохранялся ручной труд, находили новые рынки сбыта как внутри страны, так и за её пределами.

https://goo.su/W239Y
https://goo.su/W239Y

Нижегородская область в этом плане славилась своими мастерами по дереву. Городецкая роспись и Хохлома, в основе которых также лежат деревянные изделия, тоже родом из этих краёв.

Вот и мастера из местного села Полховский Майдан не отставали от своих соотечественников.

Матрёшки Полховско-майданского промысла. Фото с сайта smartik.ru
Матрёшки Полховско-майданского промысла. Фото с сайта smartik.ru

✔️ История развития Полховско-майданской росписи

Первоначально в селе занимались исключительно производством токарных изделий и продавали их на ярмарках в “голом” виде, то есть без какой-либо росписи. Среди работ мастеров были:

  • Кубки.
  • Грибы.
  • Солонки.
  • Матрёшки.
  • Подставки.
  • Пасхальные яйца.

Наличие последних в ассортименте обусловлено близостью села к знаменитому Дивеевскому монастырю.

Грибочек традиционной формы Полховско-майданского промысла. Фото с сайта gor-park.ru
Грибочек традиционной формы Полховско-майданского промысла. Фото с сайта gor-park.ru

Работы местных мастеров хорошо продавались и без декоративной росписи. Деревянную посуду тогда использовали по прямому назначению и её достаточно было покрыть льняным маслом, чтобы из тарелок и кубков можно было есть и пить.

Непосредственно к росписи своих изделий мастера приступили уже в 1920-е годы. Это было обусловлено падением спроса на Полховско-майданскую продукцию, а также изменившимися условиями труда.

Деревянная шкатулка Полховско-майданского промысла. Фото с сайта globalrustrade.ru
Деревянная шкатулка Полховско-майданского промысла. Фото с сайта globalrustrade.ru

В то время молодая Советская власть активно занималась организацией колхозов и борьбой с частным производством. Мастеров-токарей стали загонять в колхозы и отказывались принимать их изделия на реализацию, дабы не давать развития “частному предпринимательству”.

Чтобы обойти ограничения нового режима и всё же продолжить работу, Полховско-майданские мастера объединяются в артель “Красная заря”. Это позволяет им легально продолжить своё дело. Такому подходу способствуют и сами Советы – в 1920-1930-ых годах они активно поддерживают развитие народных промыслов.

Но просто производить деревянные “болванки” уже не выгодно. Потому мастера сначала добавляют к готовым изделиям украшения из выжженных контурных рисунков, а позже выжигание сменяют более простой в использовании наводной тушью.

Одновременно с этим на изделиях ремесленников появляются и цветные рисунки.

✔️ Особенности Полховско-майданской росписи

Тогда же, в первой половине XX века, оформились и основные мотивы росписи:

  • «Цветы с наводкой» — цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром.
  • «Цветы без наводки» — свободный рисунок без предварительного контура.
  • «Под масло» — роспись красками по глухому цветному фону.
  • «Пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

В мотивах росписи преобладают птицы, животные и цветы.

Цветочная роспись Полховско-майданского промысла. Фото с сайта Pinterest
Цветочная роспись Полховско-майданского промысла. Фото с сайта Pinterest

✔️ Полховско-майданская роспись: наши дни

В 1960 году артель преобразуется в Полх-Майданскую фабрику игрушек, основными изделиями которой, как вы уже догадались, стали деревянные игрушки и сувениры.

В 1972 году на базе фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись». Для работы на нём приглашаются профессиональные художники.

Сувенирная продукция завода Полховско-майданской росписи. Фото с сайта russianarts.online
Сувенирная продукция завода Полховско-майданской росписи. Фото с сайта russianarts.online

Параллельно с ними продолжают работать и семейные предприятия, где мужчины отвечают за производство токарных изделий, а женщины за их декорирование.

И у последних готовые работы получаются интереснее, так как на семейных предприятиях мастера не ограничены строгими инструкциями, творят свободнее и имеют больше простора для экспериментов.

С 1980-ых в промысле набирает популярность цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону.

✔️ Заключение

Ремесло в Полховском Майдане существует и по сей день. Оно не стоит на месте и постоянно развивается, внося в рисунки всё новые черты и мотивы.

Интересно, что даже в местных школах мальчиков учат вытачивать заготовки из дерева, а девочек наносить на них традиционные рисунки. Так что для местных жителей Полховско-Майданская роспись – это в полном смысле слова дело всей жизни.

Давайте развивать наши уникальные российские народные промыслы.

💜 Заходите в наш магазинчик перед новым годом, чтобы купить домотканые коврики ручной работы по Новогодней акции.

-7

Читайте так же 👇

-8