Вчера прочитал у историка Максима Медоварова – его нетривиальные «Записки традиционалиста» рекомендую, хотя с очень многим в них не согласен: «19 декабря 1978 году Юрий Стефанов (российский прозаик, поэт и культуролог – И.Х.) в своем дневнике записал: "Мысль Мирчи Элиаде (выдающийся румынский религиовед, чьи труды рекомендую всем, историей, простите за тавтологию, религий интересующимся – И.Х.) об историографии как предсмертном видении человечества: оно мысленно переживает весь свой путь, подобно умирающему человеку. И что раньше истории ради истории не было: история служила либо напоминанием о мифическом прошлом, о "началах", либо хрестоматией "образцов" для подражания (таков Плутарх, таков, в конечном счёте, Сыма Цянь). Очень глубокая мысль, что ни говори"»https://t.me/zapiskitrad/644.
Насчет мифического прошлого – в точку. Даже больше того – сам по себе данный процесс неизбежен. Ибо, кажется, Честертон некогда произнес очень верные слова: «Нет истории – есть историки».
Не поспоришь: каждый историк – немного контрабандист, поскольку привносит в прошлое, даже в рамках научного исследования, нечто свое, субъективное в плане интерпретации; и заставляя, пусть и отчасти, бродить по лабиринтам его собственного сознания тех, кто знакомится с его трудами или слушает лекции. Разумеется, подлинный профессионал сведет подобного рода брожение к самому минимуму.
Что касается образцов для подражания, то это – тема отдельная и непростая. Даже болезненная. Тут ведь тоже есть существенный подводный камень: формируя образцы для подражания из героев прошлого, власть в каком-то смысле превращает их в разукрашенные идеологическими красками идолы, полированный облик которых оказывается порою слишком далек от реальности.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков