Чем дольше живу на свете, тем всё чаще воспринимаю свою смерть не как наказание, а как милость, – сказала мне на днях одна знакомая. И, вы понимаете, это достаточно успешная, состоявшаяся женщина. И трагедий особых в её жизни не было. А такое странное, на первый взгляд, отношение к смерти. К своему уходу.
Я задумалась... Попыталась понять, а как же я воспринимаю свою будущую смерть. Как милость или как наказание?
Конечно, когда мы молоды, нам страшно умирать. Очень! Об этом даже и думать-то невозможно. Молодость и смерть – несовместимые понятия.
Жизнь в молодости – это чудесный калейдоскоп красок, чувств, желаний... Впереди столько всего... неизвестного и обязательно прекрасного! А тут – вдруг смерть... Страшно. Противоестественно. Против жизни, которая так наполнена соком молодости, энергией желаний и возможностей.
А впрочем... Умирать страшно абсолютно всем – и молодым, и старым. Инстинкт самосохранения срабатывает даже у больных и истерзанных жизнью людей.
Но всё же что-то происходит с возрастом, если мы меняем отношение к своему неизбежному уходу из этого прекрасного мира.
Иногда я думаю – невозможно было бы ощутить вкус такой, по сути, короткой человеческой жизни, если бы она не была столь скоротечна. Именно в этом её прелесть и ценность – в том, что она как яркая вспышка, комета, миг...
Но это миг, между тем, может непомерно растянуться, наполнившись страданиями. А когда ты вдоволь нахлебаешься горя, боли душевной и физической, предательства, несправедливости, о смерти уже начинаешь думать иначе... Как о будущей возможности убежать от всего этого, когда придёт твоя очередь. Тихонько улизнуть из этого бардака.
Просто дождаться надо своей очереди. Всё по справедливости. В очереди у каждого своё место... А потому милость ждёт всех. Каждого. И счастливого, и несчастного.
У Рождественского есть строки:
Впрочем, если и есть она – глупая смерть, –
Это всё-таки лучше, чем глупая жизнь.
А Тарковский в стихотворении "Жизнь, жизнь" написал так:
Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идёт бессмертье косяком.
Всё в этом мире ценно, пока оно эквивалентно форме измерения – весу, объёму, пространству, времени... Так и с жизнью нашей – она ценна именно потому что конечна. И посему смерть, которая и делает её конечной, – это всё-таки милость, а не наказание.
Это моё мнение, а каково ваше?
С любовью ко всем ваш автор!
Оцените статью, если она была интересной! Спасибо!
Пишите, как всегда, свои мысли, мнения, общайтесь.
Подписывайтесь на наш канал добра!
Прочитатйте другие мои статьи: