Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Детские истерики и капризы

От автора: Что такое капризы и истерики ребёнка? В чём их отличие? Как предупредить? И как преодолеть? Если Вас интересуют ответы на эти вопросы, то Вам сюда.

Детские капризы – это формы поведения ребёнка, которые проявляются в виде непослушания и сопротивления требованиям взрослых.

Капризы возникают на фоне:

- физических изменений детского организма (перевозбуждение, заболевание, усталость, избыток впечатлений);

- семейных событий (длительное отсутствие родителей, появление нового члена семьи).

Как предупредить капризы?

1) Укрепляйте нервную систему ребёнка:

- регулируйте впечатления днём, перед сном;

- соблюдайте режим сна, питания.

2) Поддерживайте здоровую психологическую атмосферу в семье:

- предъявляйте ребёнку единые и соответствующие возрасту требования;

- придерживайтесь своих же требований во взаимоотношениях с ребёнком (научитесь говорить ребёнку «нет», даже, если будет казаться, что «да» - это самый простой выход из ситуации);

- определите для себя, в чём ребёнок уже может проявить самостоятельность – и подарите ему эту возможность;

- поощряйте активность ребёнка во время общения со сверстниками.

Как преодолеть капризы?

1) позвольте ребёнку испытать результат своих действий в состоянии каприза;

2) отвлеките ребёнка от того, что нельзя и переключите его внимание на то, что можно;

3) спокойно игнорируйте капризы ребёнка (этот способ подходит только в случае, если ребёнок не причиняет вреда своему здоровью и окружающим).

Что делать не стоит, когда ребёнок капризничает:

- угрожать;

- бить, шлепать, дёргать;

- лишать ребёнка любви;

- упрашивать;

- уступать.

Детские истерики – это преувеличенные, неосознанно демонстративные реакции ребёнка на события, которые, в действительности, его мало волнуют.

Какая бывает реакция?

- громкие крики,

- плач,

- падение на пол,

- удары кулаками,

- битьё головой,

- выгибание дугой,

- судороги,

- энурез,

- рвота,

- заикание,

- анорексия.

Детские истерики возникают на фоне:

1) детско-родительских отношений –

- эмоциональная отстранённость матери (такая мама вроде рядом, вроде ребёнка кормит, одевает, на кружки развивающие водит, но, скупа на поддержку и принятие ребёнка, постоянно его критикует);

- семья поощряет истерическое поведение ребёнка;

- родители применяют насильственные методы воспитания (физическое наказание, унижение, игнорирование, речевая агрессия, тотальный контроль, ограничение самостоятельности);

2) индивидуально-типологических особенностей личности ребёнка –

- холерический тип темперамента (нервная система сильная, неуравновешенная, преобладают процессы возбуждения над торможением).

Как предупредить истерику?

1) понаблюдайте за ребёнком, что происходит с ним перед приступом (начинает хмуриться, хныкать, сопеть, поджимает губы, раскачивается, краснеет лицо и др.);

2) как только заметили эти проявления старайтесь переключить внимание на что-то интересное (вместе наблюдайте за окружающим, ищите вкусненькое на кухни, предложите любимую игрушку и т.д.);

3) спросите у ребёнка, почему он расстроился и покажите, что вы понимаете его чувства;

4) проговорите, почему ребёнок не получил желаемого;

5) предыдущие шаги, к сожалению, дают лишь кратковременный эффект.

Для того, чтобы истерики ребёнка стали лишь воспоминанием, необходимо обратить внимание на «фон» их проявлений.

Как реагировать на истерику ребёнка?

1) Сохраняйте спокойствие (да, это бывает непросто).

2) Помните, Вы – взрослый, образец для подражания, опора! И это налагает на Вас определённую ответственность перед ребёнком.

Как реагировать не стоит:

- кричать,

- угрожать,

- унижать,

- дёргать, шлёпать, трясти,

- жалеть,

- паниковать,

- стыдиться (истерики в детском возрасте случаются со многими).

Берегите себя и своих близких!

С уважением, Анастасия Гиринская.

В статье использованы материалы из следующих источников:

  1. Арнаутова, Е. П. Профилактика форм насильственного воспитания детей в семье / Арнаутова Е. П., Воробьева И. Н., Кондратьева Н. Л., Рычагова Е. С. // Проблемы современного образования. – 2019. – № 4. – С. 72–82.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.
  3. Мельник, Е.В. Индивидуально-типологические особенности личности спортсмена: теория и практика: методические рекомендации / Е.В. Мельник, Н.В. Кухтова, А.Ю. Гиринская. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – 56 с.

Автор: Анастасия Гиринская
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru