В семейном кругу недавно зашёл разговор о современной программе обучения. Мои родственники уверены, что раньше было лучше: проще, понятнее. А сейчас требуют слишком большой объем знаний, причём искусственно усложнённый. Тем, кто учился ещё в Союзе, сегодняшние учебники, особенно начальной школы, кажутся запутанными и странными.
Одна из моих родственниц высказала такую точку зрения:
- Из-за всех этих нововведений, усложнений многие вообще забили на русский язык, пишут так, как думают, с ошибками пишут. А ещё некоторые пишут так, как слышат. Раньше же такого не было, не было повальной безграмотности!
На что моя тётя усмехнулась:
- Ой! Да всегда были те, кому просто не дано! Тут от программы ничего не зависит! Вот мой муж, например. Он с русским языком не дружит, и всё тут.
И тётя нам рассказала историю многолетней давности: как дядя Иван, муж тёти, в один из вечеров делал уроки с их старшим сыном Толиком. Толик учился в начальной школе, нужно было закрепить дома правило довольно простое: "ЧА и ЩА пиши с буквой А". В небольших предложениях были слова с пропусками. Вот и требовалось пропуски заполнить правильными буковками...
Кто ж знал, что такое лёгкое правило внесёт разлад в отношения отца и сына! И на этом разрушительное действие домашнего задания не закончится! Вообще вся семья переругается! Прекрасное завершение вечера, ничего не скажешь! Родители друг с другом не разговаривают, ребенок в слезах сидит, плачет.
Тётя оставила мужа и сына в зале делать уроки, а сама пошла готовить что-то на кухню. Сначала даже не прислушивалась, что там в комнате происходит. А потом услышала.
- Толя, ты что пишешь! Надо писать "чясы"! Ясно же слышно! Нет там никакой "а"!
- Папа, а в учебнике вот что написано, посмотри! Там "а"! - уже почти плача возражает Толик.
- Что за дурь! Пиши "я", и все! - настаивает дядя Иван.
- Папочка, но это же неправильно!
- Ты что это, отцу не веришь? - уже разгневался дядя Иван.
- Верю, папочка, но в учебнике же...
На этом моменте тётя вернулась в комнату и, уткнув руки в бока, надвинулась на дядю Ивана:
- Ты что такое несёшь? Какие ещё "чясы"? Ты что это, иностранец что ли? Ты зачем ребенка мне путаешь?
- Если такая умная, то сама и делай с ним уроки! - обиделся дядя Иван.
В итоге Толик уроки сделал, но сначала смахнул слёзы с лица и пошёл утешать обиженного отца. Дядя Иван на кухне пил чай на кухне и предъявлял претензии тёте:
- Зачем ты меня отправила уроки делать? Ты ж знаешь, как я учился в школе! Не умею, не знаю!
- Зато у тебя, папочка, руки золотые! - обнял Толик папу.
У нашего дядя Ивана, и правда, руки золотые! Он умеет делать всё, но вот с науками проблемы. И сколько дядя Иван наслушался, пока учился! Сколько выслушали его родители, когда их вызывали "на ковёр" из-за двоек. И дяде Ивану было стыдно, очень стыдно. Но и поделать он ничего не мог. Никак, вот и всё! И человек вырос хороший, получил профессию, дом построил, многое умеет! Был ли смысл так трепать ему нервы?
Эта история навела меня на мысли о том, что ребятам, которые стараются учиться, но не могут разгрызть этот гранит науки по каким-то предметам, нельзя ставить двойки. Не надо им внушать комплексы и позорить перед классом. Это неправильно. Не виноват ребенок в том, что у него такой склад ума. Он может быть вполне успешен в другой деятельности. И что, не крест же ставить на ребенке, если ему просто не дано! Таким ребятам надо предоставить возможность спокойно закончить школу, сохранив здоровую самооценку. А дальше они обязательно найдут себя в жизни.
Двоек всё же заслуживают те, кто решительно не хочет даже пытаться в чем-то разобраться, кто ведёт себя отвратительно, не уважает одноклассников и учителей. Только, к сожалению, у школы сегодня нет никакой управы, никаких рычагов воздействия на тех, кто приходит в школу, чтобы устраивать здесь уроки хамства и унижения. Но сегодня двойка - это головная боль учителя. Надо ж будет придумывать, как закрывать этого "лебедя". У нас действует принцип "Поставить тройку и выпустить, чтоб не видеть больше". Вот такие и знают, что все равно получат свои трояки, поэтому можно уроки срывать, говорить гадости и так далее.
Но знаю точно одно. Нельзя под одну гребенку грести тех, кто просто не может выучить, и тех, кто не хочет ничего делать, выбирая путь школьного хулигана.
Спасибо, что прочитали статью до конца!
Если у Вас есть свои мысли по теме статьи, поделитесь, пожалуйста, в комментариях!