Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Мавританская Испания. Заговор в Кордове

В истории мавританской Испании есть немало трагичных и странных страниц.

В 796 году эмиром Кордовы, в возрасте 26 лет, после смерти своего отца, благочестивого Хишама I, стал Аль-Хакам I. Летописец Ибн Хазма позже называл его самым кровожадным деспотом из династии Омейядов.

Уже с самого начала свое правления Аль-Хакам подвергался критике фахидов (исламских богословов-теологов) за излишне свободный образ жизни. Нет, Аль-Хаким был правоверным мусульманином, любил беседовать с теологами и уважал кади. Однако он любил охоту и вовсе не понимал необходимости запрета вина, считая его неразумным и ненужным. Но все это могли бы ему простить (во всяком случае страсть к охоте точно), гораздо более серьезным прегрешением было его нежелание поделиться с теологами хоть частичкой реальной власти.

Так что теологи Кордовского эмирата, как могли подогревали протестные настроения в обществе и семена гнева падали на благодатную почву. В 805 году восстали муваллады (мулади) Кордовы, Аль-Хакима принялись закидывать камнями, и эмир еле спасся со своим телохранителем, пробившись сквозь толпу. После этого инцидента восстание было подавлено. Положение испанских мувалладов в эту эпоху было довольно сложным.

Так называли потомков вестготской знати, иберийских крестьян и римских граждан, которые перешли в ислам после падения Вестготского королевства и захвата его арабами. Знать оставила христианство ради сохранения земель и власти, а среди простонародья, христианство в последнюю эпоху Римской Империи и в то время, когда Испания находилась под властью вестготов, как это ни странно, так и не смогло утвердиться в полной мере. Собственно, предательство знати, отсутствие общей идеи и сплочённости среди простых людей и стало основными причинами краха шаткого вестготского королевства.

-2

Но перешедшие в ислам иберийцы и вестготы в первую эпоху после завоевания не стали равными завоевателям – арабам и берберам, и были серьезно ограничены в своих правах. Такая ситуация приводила к нередким восстаниям.

После провалившегося мятежа в Кордове богословы, лидерами которых были бербер Яхья ибн Яхья и Иса ибн Динар, составили заговор, в ходе которого намеревались свергнут Аль-Хакама и провозгласить эмиром его двоюродного брата Ибн Шаммасу. Но последний не решился предать кузена. Для начала он коварно попросил у теологов список людей, на которых можно положиться, якобы для того, чтобы понять – многие ли хотят устранения Аль-Хакама. Богослову пообещали составить ему этот список, определив дату, когда вручат и зачитают его. После этого Ибн Шаммас отправился прямиком к Аль-Хакаму и рассказал о заговоре.

Эмир слушал брата с возмущением и недоверием:

- Постой! Ты хочешь, чтобы я подверг наказанию столь уважаемых людей на основании одних только слов? Ты должен доказать предательство или сам лишишься головы.

- Да будет так, господин. Пришли ко мне человека или нескольких твоих людей, которым полностью доверяешь. Скоро мне должны сообщить день…

-3

Аль-Хаким согласился с этим предложением, и когда получил от брата известие, что заговорщики готовы к нему явиться, послал к нему во дворец своего секретаря Ибн Аль-Хада и верного пажа христианина Гиацинта. Ибн Шаммас спрятал этих двоих за шторой и приняв теологов сразу же пожелал узнать имена их сторонников. Заговорщики принялись их зачитывать со своего списка, а Ибн Аль-Халад, стоя за шторой так же прилежно их записывал. Однако список становился все более и более интересным, рука секретаря задрожала – стали попадаться имена людей, которые считались абсолютно верными эмиру, Ибн Аль-Халад стал опасаться, что вскоре могут назвать и его имя. Не выдержав напряжения, он решил выдать себя, слишком сильно надавив на перо.

Богословы вскочили со своих мест, все уже поняли, что в покоях кто-то находится тайно. Назвав Ибн Шаммаса предателем и врагом Аллаха, теологи бежали. Яхья и Ибн Динар бежали в Толедо – город, жители которого больше всех после Кордовы говорили о своем несогласии с эмиром. Те же кто остался в Кордове были казнены по приказу эмира, числом в семьдесят два человека, в том числе и шесть представителей местной кордовской знати из мувалладов.

Но заговоры богословов на этом не прекратились и, в частности, привели к трагедии в Толедо.

P.S. Дорогие читатели-подписчики и не менее дорогие, просто читатели. Огромная просьба – поставить лайк публикации, если она вам приглянулась.