Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Как известно, ширина железнодорожной колеи в России, на текущий момент, составляет 1520 миллиметров, в Советском Союзе, до перешивки в 60-70х годах - 1524 миллиметра, а первая в Российской империи, Царскосельская железная дорога имела ширину колеи так и вообще 1829 миллиметров. Суть в том, что никогда ширина колеи на российских железных дорогах не совпадала с европейской, которая равна 1435 миллиметров.
Спрашивается, почему тогда не сделали «унифицированную» ширину колеи, чтобы сделать международные грузовые и пассажирские перевозки проще и выгоднее? По интернету уже давно гуляет версия, что сделали ширину колеи шире для того, чтобы потенциальный враг не смог проехать по нашим железным дорогам. Смысл в этом, конечно есть, но есть нюанс, о котором я поведаю далее.
Есть ещё похожая версия, мол «купеческое лобби» в те времена совсем не хотело видеть приток иностранных товаров, который бы обеспечивался за счёт легкости доставки по железной дороге, а потому царя убедили в том, что колею то надо пошире сделать. Но, как вы понимаете, с вероятностью 99% - это просто очередная красивая байка.
Что не так с версией про «враг не проедет»?
Дело в том, что во времена, когда в Российской империи строились первые «серьёзные» железные дороги (Варшаво-Венская, а также Санкт-Петербурго-Московская - позже Николаевская, а ныне Октябрьская), железных дорог в Европе было настолько мало, что о военном вопросе просто не думали.
То есть, железные дороги в то время, как виделось правительству, не играли важной роли в военной логистике. Да, позже, в XX веке, во время Великой Отечественной войны, нам очень повезло, что ширина колеи на наших железных дорогах отличалась от европейской, тем не менее, причина всё же кроется в другом.
Когда дело подошло к строительству железной дороги между Петербургом и Москвой, российские, а также приглашенные иностранные инженеры, до этого изучавшие мировой опыт строительства стальных магистралей, пришли к выводу, что по климатическим соображениям, необходимо было делать более широкую колею, нежели в Европе.
Широкая колея гарантировала большую устойчивость состава при движении, а значит и более высокий уровень безопасности движения, и более того - позволяла повысить скорость движения поездов. Помимо этого, дополнительным выигрышем при выборе более широкой колеи стала большая грузоподъёмность вагонов, а значит и возможность перевести больше груза как бы за один раз.
Кстати «климатические соображения» также подтверждаются и тем, что вторая по счёту дорога в РИ - Варшаво-Венская была построена с шириной колеи 1435 миллиметров, а вот уже «первая настоящая русская железная дорога» - Петербурго-Московская» с шириной колеи 1524 миллиметра.
Также немаловажную роль сыграл и Павел Петрович Мельников - инженер путей сообщения, а также первый министр путей сообщения Российской империи, который перед строительством железной дороги, в 1939 году, был командирован в Западную Европу изучать железнодорожное дело, позже скажет, что «европейский опыт нам не подходит».
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!