Во всем известном конфликте каждая из сторон имеет как свои победы, так и поражения. В данном конкретном случае не важно, как они достаются, политическим или военным путём… Куда важнее последствия. Как правило, они выражаются захватом трофейной техники, в том числе и танков, однако противник не торопится вводить те же Т-72Б3 в бой.
Причины потерь
Как показала практика, потерять машину с минимальными повреждениями можно рядом способов. Один из таковых – спешный отход, в результате которого неисправную технику приходится бросать для спасения личного состава. При этом, не всегда есть возможность уничтожить машину, или её намеренно оставляют целой с целью дальнейшего минирования.
Другие варианты – попадания из вражеских орудий, из-за которых экипаж спешно эвакуируется. Не стоит исключать куда более прозаичных моментов… К примеру, танк увяз в грязи и его эвакуация в данный момент невозможна. Во время осенней или весенней распутицы это довольно частый сценарий…
Всё ранее сказанное только часть примеров… Возможных сценариев может быть больше, но несмотря на заявления противника и два крупных поражения, трофеев на фронте с вражеской стороны замечено не было.
Сложности с трофеями
Начнём с того, что трофеями на поле боя просто так не разбрасываются. В основном это заведомо повреждённые машины, начиная от поломок в итоге боя и заканчивая техническими неисправностями. Так или иначе, танк часто надо восстанавливать наличными средствами в ремонтных бригадах. Справедливости ради, основной машиной противника стал не Т-64БВ, как это было до конфликта, а Т-72М и М1. Иными словами, база для ремонта Т-72 как минимум есть. Плюс, некоторые части были укомплектованы именно Т-72АВ и Т-72Б1. Общая численность составляла до 3 батальонов.
Но если Т-72 ещё можно попробовать ввести в бой, то с дальнейшими особенностями использования трофея знакомы наверное все… Риск получить «лом» или «морковь» от своих же. Тот же Т-72Б3 имеет довольно узнаваемые черты, не похожие на другие Т-72 или Т-64. Это может ввести своих же в заблуждение.
Другие моменты касаются Т-80 – отсутствие этих машин в большом количестве у противника (до войны их численность не превышала полнокровного батальона) и отсутствие средств ремонта этих ОБТ. Это ещё нет речи о замене ДЗ, расходных материалов и горючего, которое можно было бы залить в баки.
Отдельно хотелось бы упомянуть Т-80БВМ, которые противник публично обозрел на YouTube, акцентируя внимание на отсутствия зарядов 4С24, характерных для ДЗ «Реликт». На крыше башни периодически встречаются заплатки в виде резины, что с одной стороны омрачает, а с другой, даёт ответ на волнующий вопрос – какова эффективность «Реликта» против крышебойных ПТРК? С одной стороны, полевые мастерские не всегда имеют в наличии заряды 4С24 для ремонта динамической защиты, по этому используют что есть под рукой. С другой же стороны, ремонтировать есть что, а значит, «Реликт» спасает от ПТРК Javelin и NLAW, сохраняя экипажу жизнь, а машине боеспособность.