Общие сведения
Однажды ученики Господа нашего Иисуса Христа попросили Его: «Господи, научи нас молиться» (Лк. 11:1). И Господь в ответ на эту просьбу сказал им:
«Отче наш, иже еси на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наши, яко и мы оставляем должником нашим; и не введи нас в напасть, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.16:9 -13).
Это и есть молитва «Отче наш». Очень часто ее называют молитвой Господней, потому что ее оставил Сам Господь. Дал Он нам ее в качестве эталона молитвы: молитесь вот так. Именно поэтому мы рассмотрим молитву «Отче наш» со всей возможной тщательностью.
Давайте задумаемся: ведь Иисус Христос ― это Бог, который стал человеком. Он «есть путь, и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Он взял на Себя наши немощи и понес на Себе наши болезни. Сын Божий стал сыном человеческим. И когда мы попросили Его научить нас молиться, Он сказал: «Моему Отцу молитесь вот так». Какая молитва более истинная, если не та, которую дал Сын Божий?
Приходят люди ко мне и говорят: «Батюшка, вот такая проблема, так всё у нас плохо. Скажите, пожалуйста, какую мне молитву почитать?» Говоришь: «А Вы "Отче наш" знаете?». А они: «Да, "Отче наш" мы знаем, но это так, что-то малозначащее». Это неправильное отношение, потому что эта молитва и есть эталон.
Означает ли это, что мы можем молиться только Господней молитвой «Отче наш», а другими нет? Другие молитвы какие-нибудь неправильные и менее эффективные? Нет, вовсе не означает, потому что сама суть молитвы в том, что мы общаемся с нашим Небесным Отцом как чада Божьи. Не рабы Божьи, а чада. Мы и обращаемся к Нему: «Отче наш», то есть «Отец наш». А чада ― не рабы. Если бы Господь сказал нам: «Молитесь только так! Шаг влево, шаг вправо ― нельзя, нарушение!» ― то тут мы были бы рабами. Он нам дал просто пример, образец.
Кроме того, молитва, если хорошенько подумать, выражает некий внутренний мир, человеческую сущность, сущность веры. Как ты молишься, так ты и веришь, как веришь, так и молишься. Поэтому можно сказать, что молитва «Отче наш» в некотором смысле как бы отражает внутренний мир Самого Христа.
Давайте рассмотрим структуру молитвы «Отче наш». Состоит она из обращения: «Отче наш, иже еси на Небесех!» Далее идут семь прошений. Они неоднородны. Первые три ― это даже и не прошения, а некая форма славословия, облеченная в форму прошения: «Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли». Мы как бы выражаем наше желание, чтобы так было, чтобы было свято имя Господне, чтобы пришло Его Царство и была Его воля как на Небе, так и на земле. А дальше уже идут те четыре прошения, которые относятся к нашим нуждам: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
О чем мы Бога просим? Мы просим фактически о том, чтобы Господь помог нам устранить те препятствия, которые мешают, чтобы святилось имя Господне, наступило Царство Божие в нашем сердце, и была воля Божья во всем.
Завершается молитва кратким славословием: «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Но мы его произносим по-другому, оно видоизменено. На практике оно произносится так: «Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Как раз это видоизмененное славословие тоже как бы говорит о том, что мы не заключены жестко в рамки именно таких слов. Если вся молитва обращена к Богу Отцу, то в славословии мы уже обращаемся ко всей Троице, потому что и Сыну, и Святому Духу так же, как и Отцу, равно с Отцом, подобает всякая слава, честь и поклонение.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы материалы, опубликованные на моем ютуб-канале в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.