Хуже спикера, который шутит бестактно и неуместно, лишь тот, кто юморит, не умея этого делать. Юмор – мощнейшее оружие в расположении к себе аудитории, объяснении сложных тем простым языком, разрядки напряженной обстановки и, собственно, установлении контакта с аудиторией. Но здесь очень важно заранее понять и определить, твой ли это инструмент. Юмор - не что иное, как наука, а потому качество его применения в работе напрямую зависит от общей эрудиции. Если уместно шутить пока не получается - сразу понятно, в каком направлении следует «прокачаться».
Николай Голещихин:
Кстати, я как бывший врач… Да-да, вы, наверное, уже сами хотя бы мысленно успели пошутить по этому поводу и совершенно справедливо подметить, что есть профессии, в которых «бывших» не бывает. Так вот, как врач с богатым опытом, я уверен, что заниматься профилактикой значительно дешевле, чем лечить. Именно поэтому, еще до этапа официального знакомства с новой группой я использую несколько «заготовок». У меня есть десяток шуток и интерактивных элементов, которые даже у наиболее критично настроенных участников вызывают улыбку. И, между прочим, медицинский юмор заходит обычно «на ура».
От улыбки станет всем светлей
Не стоит пренебрегать улыбкой или даже откровенным смехом в аудитории. На самом деле здесь в работу вступает глубоко спрятанный, исторически сформировавшийся рефлекс: если я смеюсь вместе с кем-то – значит он, как минимум, не опасен, а то и вовсе «свой». Не всегда аудитория единогласно благоприятно настроена – нередко встречаются «знатоки», со спортивным азартом жаждущие «разоблачения» эксперта. И здесь юмор придётся как нельзя кстати.
Не до шуток
Разумеется, выстоять в волне колкостей и сарказма эмоционально непросто, но на то ведь вы и эксперт – верно? Провоцируйте себя на юмор для стабилизации общего состояния, как вариант, включая интерес:
· Что, собственно, так сильно выбило меня из колеи?
· Какая шутка может быть уместной и спасительной в данной ситуации?
· Как обернуть ситуацию в свою пользу и использовать её для дальнейшего управления аудиторией?
Обряд посвящения
Как правило, аудитория принимает и поддерживает спикера, который умеет через искромётный юмор парировать колкости троллей. А потому на первый взгляд нежелательное участие в выступлении особенно остроумного слушателя спикер с лёгкостью может обернуть себе на пользу – тем самым, завоевав авторитет аудитории. Секрет в том, что внутренняя сила и уверенность эксперта (также как неуверенность и слабость) очень тонко чувствуются на площадке и буквально передаются в зал. Одно дело – выкинуть провокацию и слиться с толпой. Совсем другое – выдержать атаку и направить энергию недоброжелателя в мирное русло.
Бабушкин сундук
Держать про запас до лучших времён накрахмаленные рубахи и свитки диковинных тканей точно не стоит, а вот неустанно пополнять и накапливать арсенал «работающих» шуток, занятных историй и анекдотов, курьёзных случаев и зарисовок из книг и фильмов – лишним не будет. Для молодёжной аудитории также пригодится запас актуальных мемов – причем, они могут как помочь снять напряжение, так и более понятным языком раскрыть тему спича.
Ангелина Акатова:
Вспомните свои самые забавные истории из жизни - сторителлинг всегда хорошо «заходит», главное - не уходить в бесконечный рассказ о себе. Не страшно быть смешным. Если вдруг у вас случается неприятная ситуация (не работает кликер, загружен неправильный QR-код), посмейтесь над ней, нет ничего плохого в том, что вы можете быть неидеальны. Знать основные мемы - это всегда большой плюс перед молодой аудиторией. Если адаптировать их к вашей теме, это может помочь не только развлечь аудиторию, но и сделать тему вашего выступления более понятной.
Держим баланс
Отличное правило, работающее во всех сферах жизни, и в подготовке спикера к выступлению, в частности. Разбавляйте полезную информацию уместными забавными комментариями и историями, но не превращайте повествование в стендап. Всё же польза – ключевой фактор выступления, и это важно учитывать. Должно быть интересно, нескучно и полезно.
У страха глаза велики
Боязнь выглядеть смешно и нелепо всегда сыграет против вас. Не стоит опасаться нелепых и комичных ситуаций (но помним о балансе). Умение смеяться над собой – важная черта человека, и спикера в том числе. Любая ситуация на сцене может сыграть вам на руку – главное, сообразить, как именно ею следует воспользоваться.
Как дважды два
· Не анонсируйте предстоящую шутку или смешную историю из жизни.
· Шутите лишь в том случае, когда уверены, что это вас не дискредитирует – вы мастерски владеете данным навыком, регулярно практикуете его, тематика шутки не противоречит общепринятым нормам этики и морали, а также тематике выступления.
· Приготовьтесь заранее, но не снисходите до полного заучивания текста – лучше всего подойдёт план или инфографика конкретного блока.
· Юмористическое отступление не должно выходить за рамки основного контента, за исключением случая, когда призвано кратковременно сместить акцент с целью дальнейшего усиления концентрации внимания.
· Всегда ориентируйтесь на свою целевую аудиторию – ваш юмор должен быть понятен, понят и уместен.
И пусть смех на ваших выступлениях продлевает жизнь, способствует качественному нетворкингу, несёт созидание, знания, приятное послевкусие и безусловную пользу. И если верить Уильяму Сомерсету Моэму, - "Люди не могут устоять перед теми, кто их смешит". А это значит, что игра безусловно стоит свеч!
Ключевые слова: юмор, спикер, аудитория, контент, баланс, выступление, история, тема, смех.
Над материалом работали:
Николай Голещихин - бизнес-тренер, консультант, Executive-коуч (Executive Coaching Academy, OEAEP), фасилитатор стратегических сессий, эксперт в сфере переговоров и продаж, в федеральных и региональных компаниях.
Ангелина Акатова - финалист Лиги лекторов, руководитель отдела по организации событий Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход».