Верить в человека и быть открытым – вот путь Сарафанова. Продолжать всю жизнь писать музыку, имея на руках всего 10 страниц, играть в оркестре на похоронах. Поэтов по своему существу играет Алексей Ведерников. Изо всех сил они пытаются выдержать натиск этого мира и сохранить человеческое в себе и других.
«Мама работала в культуре. С детства я был связан с творчеством. В школе пошел в КВН и начал выступать. В 16 лет поехал в Екатеринбург поступать в училище. Институт тогда казался чем-то пугающим, а училище – проще. Отучился и сразу стало понятно, что это мое. И вот Илья Борисов, Женя Первалов, мы все оттуда. Потом поступили сюда, к Григорию Михайловичу».
Клеант и Сарафанов очень близки друг к другу, но при этом многое их разделяет. В отличие от Сарафанова, Клеанта действенным героем не назовешь.
«Клеант говорит правильные вещи. Но это человек, который только со сцены будет громко и красиво вещать. Вообще, у каждого героя в „Тартюфе“ есть свой порок. Порок Клеанта вот таков. Он очень много говорит, но делает фактически ничего. Действительно, у Клеанта есть такой текст, который невозможно говорить просто как вброс, потому что все, что происходит в пьесе, все, что он говорит ложится на наше время. Но Клеант не будет ничего менять. Кого-то сподвигнуть, подтолкнуть, сказать правильную вещь – да, но больше…».
«Волна пап» нахлынула на Алексея Ведерникова с Сарафанова. Между ними за столько лет стерлась всяческая дистанция. Получился очень родной и дорогой ему персонаж.
«Сарафанов про маму, он мама в их семье. Во время работы над ним вспоминал поведение своей матери, „снимал какие-то вещи“ с нее. Долгое время она воспитывала нас с братом одна. Сарафанов - теплый, домашний, про семью, про людей, как очень много в нашем театре. Вообще все вещи, которые стоят на сцене – мы сами откуда-то притащили. Скамейку, например, Макс Блинов и Арсений Семенов своровали в соседнем дворе на Опочинина, где у нас мастерская. Потом нашелся старый шкаф, художник Вася принес нам портсигар, который достался ему от дедушки. Я даже играю все эти годы в одном костюме. С каждой вещью есть что-то свое связанное, поэтому, когда ты их берешь ты волей-неволей куда-то возвращаешься».
Хотя и играет Алексей поэтов, грезит он о злодеях. Но его суть и фактура на зло почему-то не откликаются.
«Ближе, наверное, комедийные роли. Юмор вообще интересная вещь. В какой-то момент я хотел от этого уйти, злодеев хотел сделать, думал надо что-то менять. Для меня это сложнее. Все-таки очень хочется верить, что я не злодей».
Волк-человек Андрей Гуськов загнан обстоятельствами в ловушку. Его трагедию сложно описать. По словам Алексея Ведерникова, она во всем и ни в чем.
«Если оправдывать его, можно обвинять кого угодно: время, власть. Подумаешь, а чего им не сбежать, но куда? Куда бежать? Советский Союз, военное время – их бы везде нашли. Он творческий вообще человек, все время чего-то ищет, сравнивает себя то с камнем, то с каким-то животным. Но его постигает одиночество. Живет он на оглядке. У меня все очень просто. Есть плохое и хорошее, есть черное и белое. Цветов масса и все они что-то будут значить. Трагедия в мелочах, из которых состоим мы все, из наших поступках, из наших отношений, из наших слов, которые были сказаны не тогда, не в то время. Честно воевал. Его обмануло правительство, война. Других отпускали с раненной ногой, его – нет. Я очень злюсь, когда об этом думаю. Да нет трагедии. Бесят все, люди бесят. Один скажет, что он плохой, другой – я б так же сделал. Случись такое, я бы посмотрел, как бы вы все себя вели. Естественно, он не прав, что загубил Настену. Где-то струсил, смалодушничал. Но им все равно дали ребенка, они поняли, как любят друг друга, обрели счастье. Хоть и ненадолго».
Быть человеком среди носорогов и не стать носорогом среди людей. Вот про, что играет Алексей Ведерников. В мире может твориться много зла, у которого есть железная логика. Главное уметь противостоять этому злу. Театр «Мастерская», как его описывает Алексей, это то место, где можно скрыться. Ночью в фойе послушать, как на саксофоне играет Макс Блинов и почувствовать поддержку.
Автор: Серафима Чеснокова