Найти тему
Александр Матусевич

Золото Днепра

200-летие Рихарда Вагнера широко отмечается во всём мире: десятки премьер, сотни концертов. Центр вагнеровских торжеств — конечно же, Германия, где творчество композитора и вне юбилейного марафона занимает колоссальное место в репертуаре театров и концертных залов.

В юбилейный год же наблюдается настоящий бум вагнерианства.

И не только традиционный Байройт подарит публике монографические программы и новые постановки: и Дрезден, и Мюнхен, и Берлин, и Гамбург и многие-многие прочие немецкие города примкнут к торжественной веренице событий, а также театры Австрии, Швейцарии, да и многих других стран Европы и Америки.

На этом фоне вклад постсоветского пространства выглядит весьма скромно:

пожалуй, только Рига и Петербург, где есть свои постановки вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга», могут сравниться с немецкими достижениями.

Причины этого понятны: Вагнер слишком долго был под фактическим запретом в бывшем СССР, что было вызвано последствиями Великой Отечественной войны и неприятием на «одной шестой» творчества любимого композитора Гитлера. Но времена постепенно меняются, и к Вагнеру всё чаще и чаще обращаются и в бывших советских республиках.

На Украине Вагнером пока не больны: в юбилейный год вагнеровских мероприятий не много.

Самое яркое событие — постановка «Летучего голландца», состоявшаяся в Донецком театре оперы и балета имени А. Соловьяненко весной: совместный проект с немецкими коллегами, который теперь повезут в гастрольный тур по всей Украине. Другим значительным мероприятием можно счесть большой вагнеровский гала-концерт, состоявшийся в день юбилея 22 мая в Одесском театре оперы и балета под управлением его художественного руководителя Александра Самоилэ.

Не менее грандиозный вагнеровский гала в последних числах мая состоялся и в Киеве,

в Национальной опере Украины имени Т. Г. Шевченко. Вечер имел большой успех и пользовался огромным спросом среди столичных меломанов.

К сожалению опер Вагнера в репертуаре Киевской Оперы нет, и данный гала-концерт — единственная возможность услышать музыку Вагнера в столице Украины. Отсутствие вагнеровских опер — факт прискорбный, поскольку

гала-концерт продемонстрировал, что вокальное великолепие, которым всегда славилась Украина, никуда не делось.

Мощные, роскошные голоса штатных солистов Национальной оперы демонстрировали потрясающий вагнеровский потенциал, который таится в недрах первого украинского театра. Потенциал, к сожалению, пока никак не реализованный...

Два отделения концерта были скомпонованы очень гармонично: в первом из них прозвучали более популярные произведения, практически шлягеры (вступление к третьему акту «Лоэнгрина», романс Вольфрама из «Тангейзера» и пр.) вагнерианства, во втором был дан целиком третий акт из «Валькирии».

Таким образом, удовлетворение получили все — и заядлые вагнерианцы-меломаны, нуждающиеся в абсолютном погружении в вагнеровскую нирвану, и неофиты, только начинающие своё знакомство с творчеством сумрачного германского гения.

Открыла концерт увертюра к «Летучему голландцу»,

исполненная симфоническим оркестром театра с необыкновенным воодушевленностью, стройно по балансу оркестровых групп и с необходимым вагнеровским напором.

Важная здесь роль духовых была реализована блестяще: всегда проблемная инструментальная группа практически во всех постсоветских оркестрах в данном случае справилась со своей задачей очень качественно.

Аналогичных комплиментов заслуживает и прозвучавший в дальнейшем также в первом отделении антракт к третьему акту «Лоэнгрина»: наипопулярнейшая и ярчайшая музыка не оказалась заигранной шарманкой, но была исполнена свежо и ярко. И здесь вновь киевские духовики подтвердили свой высокий класс, не говоря уже о прочих инструментальных группах и солистах.

Второй участник концерта, зарекомендовавший себя блестяще и понравившийся, быть может, даже более оркестра, это хор Национальной оперы под управлением прославленного и маститого маэстро Льва Венедиктова.

Мощь и красота украинских голосов, слитность хоровых партий, свободное, ничем не стеснённое звучание, что на крайних низах, что на крайних верхах диапазона — всё говорило о коллективе высочайшего уровня и большого потенциала.

К сожалению, у хора был только один собственный номер, но какой!

Хор пилигримов из «Тангейзера», завершавший первое отделение концерта, прозвучал поистине эталонно — роскошно и строго, с необходимым динамическим нагнетанием-нарастанием звучности, увенчавшись экстатическим воодушевлением в финале.

Сольные номера в первом отделении были представлены тремя вокалистами.

Андрей Маслаков явил сумрачного и брутального титульного героя из оперы «Летучий голландец», легко справившись с подводными рифами весьма непростого монолога. Алла Родина кристально чистым, но мощным звуком исполнила Сон Эльзы из «Лоэнгрина»: мощь не была чрезмерной, подавляющей, неуместной в этой музыке, она была словно в потенциале, но чувствовался колоссальный запас физической прочности и эмоциональной насыщенности в пении солистки.

Роскошью обертонов свободно льющегося, богатого голоса порадовал Гарри Сетьян в хитовом романсе Вольфрама, кроме того артист продемонстрировал плавность кантилены и одновременно, при всём богатстве звука, некоторую философскую отрешенность в пении, что в данном мечтательном по сути вокальном номере было вполне уместно.

Всепоглощающей призывной мощью прозвучало вступление к третьему акту «Валькирии»,

который был целиком исполнен во втором отделении концерта. Опять же блистательные духовики нигде не подвели — знаменитые мощные ходы, возвещающие полёт дочерей Вотана, были сыграны без единой помарки, ярко и вдохновенно.

Далее настал черёд младших валькирий. Невозможно выделить какую-то одну солистку — все восемь валькирий звучали просто потрясающе, радуя не только звучностью голосов, но и пониманием характеров, образов дев-воительниц. Перечислим артисток Национальной оперы, создавших это убедительное звуковое полотно — Лесю Алексееву, Ольгу Фомичёву, Лилию Гревцову, Наталью Николайшин, Тамару Калинкину, Татьяну Хараузову, Татьяну Пименову и Ирину Петрову.

По праву главными героями второго акта стали знаменитые солисты Национальной оперы Украины Татьяна Анисимова (Брунгильда) и Тарас Штонда (Вотан).

Мощь и роскошь голоса Анисимовой хорошо известна далеко за пределами Украины, в частности, московская публика имела счастье не раз слушать солистку в партиях русского и итальянского репертуара, где она всегда оказывалась более, чем состоятельной. Но вагнеровское выступление оказалось настоящим откровением — настолько органична была именитая певица в новой для себя музыке.

Технических проблем певица не знает: это позволяет ей создать её красивейшим голосом мощный образ страдающей небожительницы, не побоюсь обязывающего сравнения, на уровне лучших мировых стандартов. Экстатическое сверкание этого царственного алмаза напомнило пение великой Кирстен Флагстад, но голос Анисимовой теплее, а ровности и уверенности на труднейших высоких нотах ей не занимать.

Тарас Штонда выступил достойным партнёром Анисимовой:

властные, местами зловещие интонации выходили у певца превосходно. В мощи и уверенности звучания Штонда также сделал превосходную заявку на вагнеровский репертуар: такое было впечатление, что партия грозного бога — самая обычная, естественная территория для вокалиста, словно место его службы не киевский театр, а труппа где-нибудь в Германии или Австрии. Но не только «громы и молнии» в арсенале у певца: он может петь хотя и властно, но мягко, даже сердечно и проникновенно.

У обоих вокалистов превосходный немецкий язык, было очевидно, что они хорошо понимают смысл произносимого текста, вжились в существо произведения в полной мере, что было, по меньшей мере, удивительно и неожиданно — встретиться в Киеве с таким глубоким проникновением в сущность вагнеровского образного мира.

И, конечно же,

колоссальная заслуга в успехе всего мероприятия принадлежит главному дирижёру Национальной оперы Николаю Дядюре.

Именно его энтузиазм и профессионализм позволил воплотить Вагнера на киевской концертной сцене на столь высоком уровне, когда все компоненты концерта вызывали необыкновенный восторг слушателей.

Единственно, что не вполне понравилось в концерте, это унылое оформление сцены. Великолепный зал Киевской Оперы и великая музыка Вагнера достойны лучшей рамки в идее сценографии концерта. Серые панели не первой свежести, явно не украшали сцену и сильно дисгармонировали с ярким музыкальным результатом, достигнутым украинскими артистами.

Надеемся, что в недалёком будущем вагнеровские оперы прочно пропишутся на киевской сцене,

тем более, что театр располагает всем комплексом музыкальных ресурсов для этого, при чём ресурсов самого высшего качества. Надеемся также, что при этих постановках будет учтён и тот момент, что театр — это не только музыкально искусство, и визуальная составляющая будущих спектаклей будет выгодно отличаться от не вполне удачного оформления нынешнего концерта.

10 июня 2013 г., "Прекрасное пение" (под псевдонимом)