Знать Великого княжества Литовского не могла примирится с потерей трети территории в результате войн с Москвой в 1487-94 и 1500-1503 гг.
После смерти государя московского Ивана Васильевича Великого на престол взошел его сын от Софии Палеолог Василий. У соседей возникла надежда на то, что он будет слабее отца. К тому же в 1505 г. началась очередная казанско-московская война, которая была для русских не особо успешна.
После смерти миролюбивого и женатого на родной сестре московского великого князя Василия Ивановича, Елене короля и князя Александра в конце 1506 г. польским королем и великим князем литовским стал его младший брат Сигизмунд.
В немалой степени его вдохновил и разгром крымского войска ханских сыновей Фетиха и Бурнаша маршалком князем Михаилом Глинским в битве под Клецком (ныне юг Минской области)
В феврале 1507 г. король и князь потребовал от Москвы вернуть приобретенное по Благовещенскому перемирию. Получив отказ, Сигизмунд вступил в переговоры с крымским ханом Менгли Гераем и в июне повел войско на Чернигов. Однако его успехи за лето ограничились взятием Любеча.
Сам хан послал своего сына Мехмеда в поход на Верховские княжества. Но в Белеве уже собиралось московское войско во главе с князем Иваном Ивановичем Холмским-Кашей, которого поддержали удельные князья Одоевский, Воротынский и Оболенский. А главное, великий князь Василий сумел подговорить беков Ногайской Орды напасть на Крым. Мехмед Герай по приказу отца повернул с половина сил на перехват ногайцев и сумел изгнать их за Волгу, но погиб, неудачно упав с коня. В то же время другая половина крымского войска под командованием мурзы Жансеита продолжила поход. Оно разграбило окраины Белевского и Одоевского княжеств, но 9 августа при впадении реки Рыбницы в Оку (ныне это Орловская область) его настигли московские и верховские рати и нанесло им тяжкое поражение, освободив весь полон.
В это же время Москва заключила мир с Казанью, чем освободила свои силы, занятые на востоке.
В феврале 1508 г. дело получило неожиданный оборот - против Сигизмунда восстал князь Михаил Львович Глинский с братьями. Непосредственной причиной была личная ссора князя Михаила с князем Яном Забарезинским, который 8 февраля был убит в своем имении под Гродно. Однако Глинскими повсеместно было объявлено, что они восстали ради защиты православия от якобы планов принудительного обращения всего населения ВКЛ в католицизм (хотя сам Михаил долго жил в Италии и принял там католицизм). Поначалу Михаилу, дейстовавшему во главе 2 тысяч воинов из своих владений с центрами в Турове и Мозыре, удалось взять Клецк и Кричев, а его брат Василий действовал под Овручем и Житомиром, призывая местных князей и бояр к возрождению православной державы киевской.
При этом Михаил Глинский обратился за посредничеством к чешскому и венгерскому королю Владиславу Ягеллону, старшему брату Сигизмунда. Вошел он в сношения и с великим князем Василием, и с ханом Менгли Гераем. В июне на помощь Михаилу Глинскому, стоявшему в Мозыре, пришло войско северского князя Василия Шемякина и боярина Евстафия Дашкевича, тоже литовских перебежчиков с территории современной Украины. Они совместно осадили Минск, но не смогли его взять. Также неудачны были походы на Слуцк, Оршу и Мстиславль (под стенами которого московские войска понесли тяжелые потери, в том числе погиб голова полка правой руки, то есть второй по значимости командир в войске, князь Федор Васильевич Телепень Оболенский). Лишь в Друцке удалось Михаилу и Василию склонить местных князей перейти на их сторону. В Слуцке 38-летний холостяк князь Михаил предложил местной княгине Анастасии стать его женой, но получил отказ. Избегая вступать в бой с войском великого гетмана князя Константина Острожского, Глинские и Шемякин отошли за Днепр к Почепу.
После этого князья Глинские и поддержавшие их князья Друцкие и Жижемские, а также Козловский и Озерецкий были приняты на службу Василием Московским. В их числе был и Василий Львович Глинский с женой Анной Якшич, дочерью сербского воеводы, и как раз в 1508 г. родившаяся у них дочь Елена, будущая мать Ивана Грозного.
Михаил Глинский получил в удел Малоярославец и Медынь и женился на княжне Елене Ивановне Телепня-Оболенской. Их соратники составили на Москве особую привилегированную группу служилых людей - "литву дворовую".
8 октября 1508 г. было заключено перемирие. Согласно его условиям, Василий Московский уступал Сигизмунду Ягеллону захваченный им Любеч и некоторые спорные территории к северу от Смоленска.
Однако ни одна из сторон не была довольна итогами. Неожиданно взаимоотношения между двумя государствами осложнились из-за вдовы короля Александра - Елены Ивановны.
В 1511 г. вдовствующая бездетная великая княгиня попросила короля Сигизмунда отпустить её к брату в Москву. Она жаловалась на разорение его владений и притеснения со стороны католического духовенства. Однако, не получив ответа, она тайно начала переписку с братом, и договорилась, что во время её поездки в имения в Браславе под Витебском её встретят князья Петр Одоевский и Семен Курбский, и вывезут в Москву. Однако планы вскрылись благодаря предательству, и княгиню арестовали и отправили под домашний арест в Бирштаны, где она умерла в возрасте 36 лет в январе 1513 г.
Злоключения Елены стали непосредственным поводом для новой войны, которая началась в 1512 г.