Панорама Петергофского Нижнего парка, открывающаяся при прибытии в город с залива, навсегда врезается в память. В конце прямой как струна колеи Морского канала в дымке из миллионов водяных капель вырисовывается великолепный силуэт Большого дворца. Вместе с рокотом бьющих высоко в небо струй данная картина оставляет неизгладимое впечатление ещё на самых подступах.
С каждым шагом, проделанным вглубь парка, величие сего места раскрывается всё более многогранно.
Прекрасную архитектуру в этот солнечный октябрьский день дополняет и природа:
Сочетание рукотворного и естественного даёт возможность насладиться богатейшей палитрой красок. Недостающие её оттенки компенсируют пёстрые одежды многочисленных гостей.
И, наконец, вплотную подойдя к Дворцу, ощущается подлинный масштаб...
Скульптурные изваяния, сосредоточенные здесь, являются квинтэссенцией самого лучшего, на что способен человеческий гений.
И кульминацией этого гения бесспорно служит великий Самсон:
Поблизости достаточно и других прекрасных статуй:
Так, мы оказались в лучшей точке Нижнего сада — на вершине холма у стен Большого Петергофского дворца. Здесь Генрих Францевич, до глубины души поражённый увиденным, сделал какое-то запредельное количество снимков.
Их так много, что впору делать движущиеся коллажи:
Автор фотографий пробыл здесь дотемна. И не зря. Благодаря включившейся подсветке панорама отсюда приняла поистине фантастический вид.
В какой-то момент, рассматривая все эти старинные слайды, захотелось узнать, а как же подступы к главному зданию парка выглядят теперь? И, будучи убеждённым, что в таком-то месте наверняка всё незыблемо (памятник мирового значения как-никак), находишь в сети современные фото... Нет, кое что поменялось.
Давайте для наглядности посмотрим на актуальный кадр склона перед Большим дворцом:
А теперь, как было в 70-х.:
Все насаждения ликвидированы. Очевидно, что красивейшие голубые ели из 70-х были убраны по естественным причинам — слишком разрослись и потеряли эстетический вид, но почему-то и сажать новые не захотели.
На некоторых современных фото, правда, можно увидеть туи, которые то появляются, то исчезают. Скорее всего это кадочный материал:
Вернёмся же в 70-е, когда бал здесь правили хвойные красавицы:
Вдоль Морского канала также можно заметить рассадку ёлок аналогичного сорта, выделяющегося строго горизонтальным расположением ветвей и ярко выраженным голубым цветом:
Если вновь обратиться к современным фото, то в этих самых местах и ныне высажены ели, но не серебристые, как раньше, а обычные зелёные. Стройность их форм теперь поддерживается регулярной стрижкой.
Какие деревья уместнее — те, что были в ХХ веке или сейчас, вопрос дискуссионный.