Значительную часть своей жизни человек проводит на работе. Неудивительно, что процесс работы накладывает свою печать на психику, эмоции и ценностные ориентации человека.
Учителя, как представители профессий, предметом труда которых являются люди, чувствуют, как неразрывное единство сознания и специфической деятельности формируют профессиональный тип личности.
Стрессоры и травматические факторы, возникающие в школе, эмоционально истощают учителя, что приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Если вы стали замечать у себя хотя бы один из признаков профдеформации, это является весомым поводом обратиться зв помощью к психотерапевту, который совместно с вами будет искать пути того, как справиться с возникшими трудностями.
Первый признак — состояние выученной беспомощности
Со временем учитель начинает думать, что от него почти ничего не зависит. Он перестаёт брать на себя ответственность, "плывёт по течению", не оказывая никакого сопротивления. Всё чаще в голову приходят мысли, что система образования разрушена и не существует способов изменить ситуацию в лучшую сторону.
Учитель не чувствует связи между собственными действиями по отношению к учащимся с результатами работы. Ему кажется, что с неуспевающими детьми нет смысла работать, а успевающие сами достигают успехов в учёбе за счёт таланта и упорного труда.
"Я человек маленький. Мне сказали - я делаю. И вообще... инициатива наказуема, это всем известно"
Главная причина такого состояния - это авторитарный стиль руководства администрации образовательного учреждения. Директор и завучи принимают решения, жёстко пресекая какие-либо возражения или инициативу со стороны сотрудников. Если учитель отклоняется от принятого администрацией плана, то, скорее всего, его поступок серьёзно наказывается. Авторитарные руководители создают в педагогическом коллективе тяжелую обстановку, когда единственным выходом многие учителя считают только увольнение.
Симптомы выученной беспомощности:
- грусть, пассивность
- тревога
- враждебность
- изменение аппетита, вкусовые извращения
- снижение иммунитета, или иммунодефицит
- заниженная самооценка
- нейрохимические процессы (депрессия, изменение восприятия цвета и эмоциональной мимики)
- снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций.
Второй признак — профессиональный маргинализм
Учитель находится в позиции непричастности к профессиональному обществу и самоотрицания себя в профессии. Для него постепенно перестают существовать чёткие правила поведения, нравственные ориентиры становятся размытыми. Учитель отрицает гуманистические ценности, относится к ним либо нейтрально, либо цинично.
Происходящее в школе не интересует учителя, он отрицает свою принадлежность к общественно-значимой деятельности, что противоречит навыкам профессиональной морали.
Одна из причин такого состояния — внутриличностный конфликт, возникающий при необходимости сделать выбор между выполнением своей работы, не приносящей награды, и отказом от выполнения должностных обязанностей. Также причиной профессионального маргинализма можно назвать элементарную несформированность профессиональной идентичности или отсутствие склонности к педагогике. В подобное состояние может впасть и учитель, который переживает профессиональный кризис.
"Дети сами между собой разберутся! Я не собираюсь тратить своё здоровье, ковыряясь в подростковых проблемах!"
Признаки профессионального маргинализма:
- равнодушие и цинизм
- дистанцирование от коллег, закрытость
- искажение фактов, ложь
- духовная опустошённость
- самоутверждение за счёт учеников и коллег
- демонстративное преувеличение своих заслуг.
Третий признак — профессиональная стагнация
Педагогика — это сфера деятельности, которая требует от учителя постоянного профессионального совершенствования. Новые образовательные стандарты вынуждают учителей менять методику работы, пересматривать своё отношение к учащимся, осваивать новые ниши для работы.
Однако учитель, который подвержен профессиональной стагнации, стремится к полной остановке профессиональной активности. В результате происходит "застой", когда при хорошем уровне компетентности педагогическая деятельность осуществляется путём применения заученных методик.
"Я тридцать лет учу детей именно так! Я лучше знаю, как работать".
Причинами стагнации являются ежегодное преподавание одного и того же материала по относительно постоянной программе и использование одних и тех же технологий преподавания.
Признаки профессиональной стагнации:
- снижение профессиональной активности
- равнодушие к профессиональному росту
- стереотипное представление о нововведениях как об очередном капризе учёных и исследователей
- низкий уровень притязаний
- критичное отношение педагогов с большим стажем к успехам молодых коллег
- боязнь потерпеть неудачу
- поиск в работе счастья или спасения.
Профессиональная деформация личности является своего рода болезнью. Она может иметь эпизодический или устойчивый характер, может создавать положительную или отрицательную направленность деятельности. Профдеформация бывает поверхностной и глобальной.
Организм именно так реагирует на нескончаемый поток стресса и постоянную усталость, вырабатывая защитный механизм в ответ на психотравмирующие ситуации. Так нервная система защищает организм, чтобы тот полностью не остался без ресурсов к существованию.