Найти тему
Mrs. Murchenko

3 признака профдеформации педагога

Оглавление
Источник фото: https://u.livelib.ru/reader/AngeDechu/o/6tbfjo1i/o-o.jpeg
Источник фото: https://u.livelib.ru/reader/AngeDechu/o/6tbfjo1i/o-o.jpeg

Значительную часть своей жизни человек проводит на работе. Неудивительно, что процесс работы накладывает свою печать на психику, эмоции и ценностные ориентации человека.

Учителя, как представители профессий, предметом труда которых являются люди, чувствуют, как неразрывное единство сознания и специфической деятельности формируют профессиональный тип личности.

Стрессоры и травматические факторы, возникающие в школе, эмоционально истощают учителя, что приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Если вы стали замечать у себя хотя бы один из признаков профдеформации, это является весомым поводом обратиться зв помощью к психотерапевту, который совместно с вами будет искать пути того, как справиться с возникшими трудностями.

Первый признак — состояние выученной беспомощности

Со временем учитель начинает думать, что от него почти ничего не зависит. Он перестаёт брать на себя ответственность, "плывёт по течению", не оказывая никакого сопротивления. Всё чаще в голову приходят мысли, что система образования разрушена и не существует способов изменить ситуацию в лучшую сторону.

Учитель не чувствует связи между собственными действиями по отношению к учащимся с результатами работы. Ему кажется, что с неуспевающими детьми нет смысла работать, а успевающие сами достигают успехов в учёбе за счёт таланта и упорного труда.

"Я человек маленький. Мне сказали - я делаю. И вообще... инициатива наказуема, это всем известно"

Главная причина такого состояния - это авторитарный стиль руководства администрации образовательного учреждения. Директор и завучи принимают решения, жёстко пресекая какие-либо возражения или инициативу со стороны сотрудников. Если учитель отклоняется от принятого администрацией плана, то, скорее всего, его поступок серьёзно наказывается. Авторитарные руководители создают в педагогическом коллективе тяжелую обстановку, когда единственным выходом многие учителя считают только увольнение.

Симптомы выученной беспомощности:

  • грусть, пассивность
  • тревога
  • враждебность
  • изменение аппетита, вкусовые извращения
  • снижение иммунитета, или иммунодефицит
  • заниженная самооценка
  • нейрохимические процессы (депрессия, изменение восприятия цвета и эмоциональной мимики)
  • снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций.
-2

Второй признак — профессиональный маргинализм

Учитель находится в позиции непричастности к профессиональному обществу и самоотрицания себя в профессии. Для него постепенно перестают существовать чёткие правила поведения, нравственные ориентиры становятся размытыми. Учитель отрицает гуманистические ценности, относится к ним либо нейтрально, либо цинично.

Происходящее в школе не интересует учителя, он отрицает свою принадлежность к общественно-значимой деятельности, что противоречит навыкам профессиональной морали.

Одна из причин такого состояния — внутриличностный конфликт, возникающий при необходимости сделать выбор между выполнением своей работы, не приносящей награды, и отказом от выполнения должностных обязанностей. Также причиной профессионального маргинализма можно назвать элементарную несформированность профессиональной идентичности или отсутствие склонности к педагогике. В подобное состояние может впасть и учитель, который переживает профессиональный кризис.

"Дети сами между собой разберутся! Я не собираюсь тратить своё здоровье, ковыряясь в подростковых проблемах!"

Признаки профессионального маргинализма:

  • равнодушие и цинизм
  • дистанцирование от коллег, закрытость
  • искажение фактов, ложь
  • духовная опустошённость
  • самоутверждение за счёт учеников и коллег
  • демонстративное преувеличение своих заслуг.
-3

Третий признак — профессиональная стагнация

Педагогика — это сфера деятельности, которая требует от учителя постоянного профессионального совершенствования. Новые образовательные стандарты вынуждают учителей менять методику работы, пересматривать своё отношение к учащимся, осваивать новые ниши для работы.

Однако учитель, который подвержен профессиональной стагнации, стремится к полной остановке профессиональной активности. В результате происходит "застой", когда при хорошем уровне компетентности педагогическая деятельность осуществляется путём применения заученных методик.

"Я тридцать лет учу детей именно так! Я лучше знаю, как работать".

Причинами стагнации являются ежегодное преподавание одного и того же материала по относительно постоянной программе и использование одних и тех же технологий преподавания.

Признаки профессиональной стагнации:

  • снижение профессиональной активности
  • равнодушие к профессиональному росту
  • стереотипное представление о нововведениях как об очередном капризе учёных и исследователей
  • низкий уровень притязаний
  • критичное отношение педагогов с большим стажем к успехам молодых коллег
  • боязнь потерпеть неудачу
  • поиск в работе счастья или спасения.

Профессиональная деформация личности является своего рода болезнью. Она может иметь эпизодический или устойчивый характер, может создавать положительную или отрицательную направленность деятельности. Профдеформация бывает поверхностной и глобальной.

Организм именно так реагирует на нескончаемый поток стресса и постоянную усталость, вырабатывая защитный механизм в ответ на психотравмирующие ситуации. Так нервная система защищает организм, чтобы тот полностью не остался без ресурсов к существованию.