Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Великой войны (Первой мировой). Для чего? - Вспомнить потери в корабельном составе; с помощью обратной связи от читателей проверить сведения, которые бывают неточными. Рады обсуждению, вопросам, замечаниям и пояснениям, сделанным в вежливой форме. Благодарны читателям за уточнения и дополнения, стараемся их использовать.
Если предлагаете данные для корректировки - прошу указывать источник, который можно было бы добавить в текст статьи, или на основании которого можно скорректировать выявленные ошибки и неточности.
1917 год
июнь
4 -Тральщик М23 подорвался на мине и затонул в Северном море в 6 милях севернее Юйстер-Рифа(?). Погибло 24 человека, подтверждающих данных нет.
Принадлежал к типу М1-М26. Водоизмещение - 425/456 т, размерения: 53,5х7,3х2 м, вооружение: 1-88-мм/27 орудие SK L/30 C/89 (по другим данным имел 2-88-мм орудия),1х5-37-мм/29 орудие Гочкис, 30 мин, тралы.
5 - Эскадренный миноносец S20 потоплен британскими эсминцами (по другим данным - крейсером "Кентавр") коммодора Тэрвита в Северном море у побережья Бельгии (Фландрии) (04 часа 02 минуты). Место гибели 51.28`N и 02.48`O). Погибло 49 человек, по данным специализированного немецкого сайта - 50 человек, еще 7 человек были спасены и взяты в плен.
Для справки: Относился к типу S13-S24, строились по программе 1912 финансового года. Построено 12 единиц на верфи "Шихау". Заложен в 1912 году, вошел в состав флота 1 ноября 1913 года.
По первоначальному проекту: водоизмещение: 695 т (в полном грузу)/проектное - 568 т. Размерения: 71,5х7,43х3,15 м. Механизмы: две турбины Шихау, 3 военно-морских угольных котла, 1 военно-морской нефтяной котел. Мощность 15968 л.с. Скорость - 34 узла. Дальность плавания - 1050 миль (17 узлов), 600 миль (29). Запас топлива - 108 т угля, 72 т нефти.
Вооружение: 2-88-мм орудия, 4-500-мм ТА, 18 мин заграждения. Экипаж - 74 человека (3 офицера).
После модернизации 1916-1917 годов: водоизмещение: 749 т (в полном грузу)/проектное - 650 т. Размерения: 71,5х7,43х3,18 м. Дальность плавания - 1700 миль (17 узлов). Запас топлива - 146 т угля, 71 т нефти. Вооружение: 2-105-мм орудия, 2-500-мм ТА. Экипаж - 90 человек (4 офицера).
Согласно интернет ресурсов: "5 июня 1917 в 3:35 два эсминца Фландрской флотилии (S-15, 20) встретили у фландрского побережья британский отряд из 4 лёгких крейсеров и 9 эсминцев. В ходе короткого неравного боя в 4:02 артиллерией британских кораблей был потоплен S-20 (49 убитых). S-15 также получил тяжёлые повреждения и не мог маневрировать, но его выручили подоспевшие А-39 и А-45 - миноносец отбуксировали на базу и отремонтировали, а S-20 уже ничем помочь не удалось.
7 - Подводная лодка UC29 (принадлежала к типу UC16 (UCII) потоплена в Атлантике артиллерийским огнем британского судна-ловушки "Паргест". Погибло 25 человека, что подтверждается данными немецкого специализированного сайта, двое были спасены.
По данным Х.Бендерта лодка вышла из Гельголанда 29 мая 1917 года и направилась через Ла-Манш в район боевых действий на юго-западном побережье Ирландии. 6 июня минзаг выставил все 18 мин у берегов Ирландии. На следующий день около 18 часов в точке с координатами 51°50' с.ш. 11°50' з.д. (примерное место гибели) он атаковал судно-ловушку «Паргуст» и поразил противника торпедой машинное отделение. Экипаж в панике покинул судно, и подводная лодка всплыла. Затем он был поражен несколькими корабельными орудиями и затонул. Двое выживших были спасены «Паргустом».
Данный эпизод вошел в книгу Эвинга Грея "Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне 1914-1918 гг." Автор так описывает этот поединок:
"... Началось с того, что «Паргуст» был торпедирован без предупреждения. Следуя установленному порядку, аварийная команда покинула судно, орудийные расчеты остались возле замаскированных орудий на тонущем корабле. Командир «UC-29» был осторожным человеком. Он выждал 30 минут, прежде чем поднял субмарину на поверхность. Заметив, что шлюпки возвращаются к судну, он открыл по ним огонь. Не обращая внимания на рвущиеся вокруг снаряды, люди на шлюпках упорно продолжали грести к борту «Паргуста». Немецкая ПЛ подошла ближе, чтобы отрезать их от тонущего судна, и оказалась в зоне обстрела. Кемпбелл (командир "Паргуста") выкрикнул долгожданный приказ, маскировка полетела в сторону, и по «UC-29» ударил первый залп. Обман не являлся монополией англичан. Розенау (командир ПЛ UC29) решил отплатить той же монетой и отправил на палубу своих людей с поднятыми руками. Кемпбелл приказал прекратить огонь, но почти сразу понял, что немецкий командир пытается выиграть время и ускользнуть. Последовал еще один залп, субмарина медленно перевернулась и затонула, оставив на поверхности большое нефтяное пятно и многочисленные обломки..".
Капитан судна-ловушки "Паргус" иногда в литературе называют Гордон Кембл. После потопления UC29 "Паргуст" под охраной шлюпа "Зинниа" и американского эсминца "Кашинг" был взят на буксир сторожевым кораблем "Крокус" (по данным Р.Гибсона и М.Прендергаста).
8 -Тральщик М47 подорвался на мине и затонул в Северном море у плавмаяка "Тресхеллинг" . Погибло 5 человек, подтверждающих данных нет. Внешний вид - примерно как германский тральщик типа М.
Принадлежал к типу М27- (вторая серия типа М-1). Водоизмещение - 425/456 т, размерения: без изменений, вооружение: усилено -3-88-мм/27 орудия SK L/30 C/89, мины, тралы. Отличительная особенность от первой серии: оба котла устанавливались в отдельных отсеках, что увеличивало живучесть двигательной установки.
К сожалению других подробностей гибели перечисленных кораблей найти не удалось
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996,104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. ; "Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine. H.Bendert; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918. /Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)/ Морская коллекция, 1996, № 3. - 26 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст. - Мн.: Харвест, 2002. - 464 с.; Грэй, Э. Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг./ Э.Грей. - М.:ЗАО "Центрполиграф, 2003. - 286 с.